Информация » Конформность - сущность понятия » Доверие – недоверие к источнику информации

Доверие – недоверие к источнику информации

Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие и недоверие проявляются при открытости человека в ситуации неопределенности, уязвимости. Рядом авторов доверие и недоверие рассматриваются как противоположные, взаимоисключающие и, следовательно, взаимосвязанные социально-психологические феномены, другие же доказывают, что доверие и недоверие независимы друг от друга.

Связано это с тем, что еще недостаточно изучены характеристики личности источника информации, склоняющие людей доверять или не доверять ему. Попытка выявить эти характеристики предпринята А.Б. Купрейченко и С.П. Табхаровой. Определяющими характеристиками человека, вызывающего или не вызывающего доверие, являются нравственность – безнравственность, надежность – ненадежность, открытость – скрытность, ум – глупость, независимость – зависимость, неконфликтность – конфликтность. Кроме того, для доверия человеку важными являются такие его характеристики, как оптимизм, смелость, активность, образованность, находчивость, вежливость, близость мировоззрения, интересов и жизненных целей. Для возникновения недоверия важны агрессивность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конкурентность, невежливость.[9]

Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку, а негативные характеристики – для недоверия незнакомому человеку. Некоторые характеристики одними и теми же респондентами рассматриваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для малознакомых и чужих. Это зависит от индивидуальных, групповых и ситуативных особенностей отношения к данным характеристикам оцениваемого человека.

Основными функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а основными функциями недоверия – самосохранение и обособление. Это значит, что в случае доверия человек рассчитывает на получение какого-то блага (установление сотрудничества, получение ценной информации), а в случае недоверия он оценивает негативные последствия взаимодействия и использует недоверие как защиту от этих последствий.


Результаты исследования и их обсуждение.
Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно работающих психологов (приложение 2). Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения проду ...

Интент-анализ текстов интервью, связанных с ситуацией в Чечне.
Объект исследования: межэтнические отношения между РФ и Чеченской республикой. Предмет исследования: интенции (намерения и цели авторов) разрешить чеченский конфликт. Цель исследования: выявление и идентификация выражаемых в текстах интенций авторов. Задачи исследования: а) выбор и статей, связанных с ситуацией в Чечне, обнаружива ...

Приложения
Методика диагностики направленности мышления 1.Вам больше подходит работа, заключающаяся в : А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей Б) создании полезных продуктов- удобных и надёжных 2.Ваше хобби больше связано: А) с получением знаний, открытием чего-либо нового (чтение, путешествия) Б) с созданием определё ...