Информация » Конформность - сущность понятия » Доверие – недоверие к источнику информации

Доверие – недоверие к источнику информации

Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие и недоверие проявляются при открытости человека в ситуации неопределенности, уязвимости. Рядом авторов доверие и недоверие рассматриваются как противоположные, взаимоисключающие и, следовательно, взаимосвязанные социально-психологические феномены, другие же доказывают, что доверие и недоверие независимы друг от друга.

Связано это с тем, что еще недостаточно изучены характеристики личности источника информации, склоняющие людей доверять или не доверять ему. Попытка выявить эти характеристики предпринята А.Б. Купрейченко и С.П. Табхаровой. Определяющими характеристиками человека, вызывающего или не вызывающего доверие, являются нравственность – безнравственность, надежность – ненадежность, открытость – скрытность, ум – глупость, независимость – зависимость, неконфликтность – конфликтность. Кроме того, для доверия человеку важными являются такие его характеристики, как оптимизм, смелость, активность, образованность, находчивость, вежливость, близость мировоззрения, интересов и жизненных целей. Для возникновения недоверия важны агрессивность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конкурентность, невежливость.[9]

Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку, а негативные характеристики – для недоверия незнакомому человеку. Некоторые характеристики одними и теми же респондентами рассматриваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для малознакомых и чужих. Это зависит от индивидуальных, групповых и ситуативных особенностей отношения к данным характеристикам оцениваемого человека.

Основными функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а основными функциями недоверия – самосохранение и обособление. Это значит, что в случае доверия человек рассчитывает на получение какого-то блага (установление сотрудничества, получение ценной информации), а в случае недоверия он оценивает негативные последствия взаимодействия и использует недоверие как защиту от этих последствий.


Механизмы защиты
Защита , по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отр ...

Психолого-педагогические рекомендации
Рекомендации родителям и педагогам по общению с подростками: 1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона. 2. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. 3. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя. 4. Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым со ...

Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
В социальной сфере тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты. К социальным факторам относятся: отношения с товарищами, успешность деятельности человека, положение в обществе, самооценка ...