Введение
Страница 1

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. Кроме того, свойства темперамента связанны не только между собой, но и с другими свойствами личности и межличностных отношений в различных социально-психологических группах.

Многое в формировании межличностных отношений младших школьников связано со способностью проявить индивидуально-психологические характеристики, к которым относятся психические процессы, свойства личности, в том числе и свойства темперамента. Индивидуально-психологические характеристики значимы для формирования межличностных отношений в группах разных школьных возрастов, и в младшем школьном возрасте в частности.

Это было доказано в трудах таких авторов, как Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина, М.И.Лисина, С.Ф.Устименко, К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Н.Сизанов и др. Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проводимых, как в нашей стране, так и за рубежом, по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников, эта тема не до конца изучена и требует дальнейшего не только теоретического, но и экспериментального исследования.

Цель исследования:

изучение свойств темперамента и межличностных отношений в группе сверстников.

Объект исследования:

учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

выявление взаимосвязи между свойствами темперамента и особенностями межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования:

при различных уровнях экстраверсии- интроверсии и нейротизма изменяется характер межличностных отношений в группе сверстников младших школьников.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников и свойств темперамента.

2. Исследовать индивидуально-типологические особенности личности и уровень нейротизма младших школьников.

3. Изучить особенности межличностных отношений в группе младших школьников.

4. Выявить взаимосвязь между экстраверсией-интроверсией и межличностными отношениями в группе младших школьников.

Страницы: 1 2


«Сами спрашиваем - сами отвечаем»
Этот прием предполагает постановку в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в вашем ответе (один из переводов термина «риторический вопрос» - утверждение в форме вопроса). Практически это выглядит так: вы говорите номер и название билета и одну-две фразы, подчеркивающие важность, ...

Выводы
1. Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: * В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ...

Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ». 1. Общая организация урока. 1.1 Последовательность и распределение этапов по времени. Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов: - организационное начало урока; - повторение домашнего задания; - основной этап; ...