ЗаключениеСтраница 1
На основании проведённого нами исследования мы можем сделать такие выводы:
Родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
Родительство как психологическое явление является сложной динамической структурой, которая рассматривается психологами ( Р. В. Овчарова [20,21], Л. Ф. Обухова [19] и др.) с точки зрения двух различных подходов: системного и феноменологичного.
На стадии развитой формы родительство включает в себя такие компоненты:
1. Родительские ценности
2. Установки и ожидания
3. Родительское отношение
4. Родительские чувства
5. Родительские позиции
6. Родительскую ответственность
7. Стиль семейного воспитания
Л. Ф. Обухова [19] выделяет такую систему факторов, влияющих на формирование родительства:
1. макросистема, или уровень общественных влияний;
2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;
3. микросистема, или уровень собственной семьи;
4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.
Родительство, являясь динамической системой, имеет определённые этапы, на которых психологи ( Ильин [10], Л. Матвеева [14], Г. Б. Башкирова [1]) выделяют различные родительские функции и задачи, которые также изменяются в зависимости от возраста ребёнка.
Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:
1) Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.
2) Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.
3) Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.
4) Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.
На этапе раннего младенчества психологи
( Ильин [10], Тарасова [27], Ф. Я. Бойков [4], Л. Матвеева [14], И. С. Кон [12], А. С. Спиваковская [25]) выделяют такие функции и задачи родителей: внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности.
В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.
Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие, в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.
Исследование индивидуально-личностных характеристик
Второй задачей нашего экспериментального исследования было определение индивидуально-личностных характеристик среди испытуемых врачей, для определения психологического портрета врача, с этой целью нами был использован Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, форма С.
Так, в ходе исследования были получены данные, которые предста ...
Воздержание и отказ от
близости.
Человеку постоянно необходимо контролировать и сдерживать свое половое влечение, но есть ситуации, вынуждающие отказываться на время от половой близости. Часто сама жизнь диктует необходимость воздержания.
Животные не знают воздержания — это чисто человеческое изобретение, по поводу которого, правда, существует много ложных представлен ...
Виды переговоров
В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Здесь все зависит от партнеров – в ходе переговоров можно достаточно легко и быстро придти к обоюдной договоренности, либо не достичь компромисса вовсе.
По своей сути выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудн ...