Заключение
Страница 1

На основании проведённого нами исследования мы можем сделать такие выводы:

Родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

Родительство как психологическое явление является сложной динамической структурой, которая рассматривается психологами ( Р. В. Овчарова [20,21], Л. Ф. Обухова [19] и др.) с точки зрения двух различных подходов: системного и феноменологичного.

На стадии развитой формы родительство включает в себя такие компоненты:

1. Родительские ценности

2. Установки и ожидания

3. Родительское отношение

4. Родительские чувства

5. Родительские позиции

6. Родительскую ответственность

7. Стиль семейного воспитания

Л. Ф. Обухова [19] выделяет такую систему факторов, влияющих на формирование родительства:

1. макросистема, или уровень общественных влияний;

2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3. микросистема, или уровень собственной семьи;

4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Родительство, являясь динамической системой, имеет определённые этапы, на которых психологи ( Ильин [10], Л. Матвеева [14], Г. Б. Башкирова [1]) выделяют различные родительские функции и задачи, которые также изменяются в зависимости от возраста ребёнка.

Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

1) Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

2) Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

3) Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

4) Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.

На этапе раннего младенчества психологи

( Ильин [10], Тарасова [27], Ф. Я. Бойков [4], Л. Матвеева [14], И. С. Кон [12], А. С. Спиваковская [25]) выделяют такие функции и задачи родителей: внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности.

В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.

Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие, в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.

Страницы: 1 2 3


Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого. В конечном счете, проблему жизни проживаемой (прожитой) как ...

Выписка из журнала психологического запроса младших школьников
Содержание запроса Ф.И.О. запрашиваемо го Дата запроса рекомендации Как предупредить тревожность ребёнка? Мама девочки 2 класса Меньшикова Л.М. 22.09.10 1. ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). отказаться от слов, которые униж ...

Виды толпы
Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракон и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в ...