ЗаключениеСтраница 1
На основании проведённого нами исследования мы можем сделать такие выводы:
Родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
Родительство как психологическое явление является сложной динамической структурой, которая рассматривается психологами ( Р. В. Овчарова [20,21], Л. Ф. Обухова [19] и др.) с точки зрения двух различных подходов: системного и феноменологичного.
На стадии развитой формы родительство включает в себя такие компоненты:
1. Родительские ценности
2. Установки и ожидания
3. Родительское отношение
4. Родительские чувства
5. Родительские позиции
6. Родительскую ответственность
7. Стиль семейного воспитания
Л. Ф. Обухова [19] выделяет такую систему факторов, влияющих на формирование родительства:
1. макросистема, или уровень общественных влияний;
2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;
3. микросистема, или уровень собственной семьи;
4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.
Родительство, являясь динамической системой, имеет определённые этапы, на которых психологи ( Ильин [10], Л. Матвеева [14], Г. Б. Башкирова [1]) выделяют различные родительские функции и задачи, которые также изменяются в зависимости от возраста ребёнка.
Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:
1) Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.
2) Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.
3) Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.
4) Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.
На этапе раннего младенчества психологи
( Ильин [10], Тарасова [27], Ф. Я. Бойков [4], Л. Матвеева [14], И. С. Кон [12], А. С. Спиваковская [25]) выделяют такие функции и задачи родителей: внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности.
В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.
Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие, в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.
Методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма учащихся
младшего школьного возраста (Г.Ю. Айзенк)
Автор двухфакторной модели личности Г.Ю. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсии -интроверсию и нейротизм Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности:
Нейротизм - х ...
Факторы, влияющие на формирование родительства
Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.
В числе этих факто ...
Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников. Психолого-педагогическое
обследование детей младшего школьного возраста
Программа психодиагностического обследования:
Цель: выявление уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной).
Задачи:
Подобрать соответствующие методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста;
Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих ...

