Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Факторы, влияющие на формирование родительства

Факторы, влияющие на формирование родительства
Страница 1

Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.

В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства [3]. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.

Что касается репродуктивного поведения человека, то В. В. Бойко [3] выделяет здесь три группы факторов:

1. социально – психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);

2. социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);

3. социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально – личностные свойства, ценности личности детей).

Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи (М. Мид [16]), то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие группы условий:

1. совокупность общественно – экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и тому подобное);

2. совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);

3. совокупность естественно- географических условий ( Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева [19]).

Опираясь на положение Л. Ф. Обуховой [19] о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

1. макросистема, или уровень общественных влияний;

2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3. микросистема, или уровень собственной семьи;

4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколко уровней. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы - это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня.

Общественное влияние

необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения опосредованного воздействия на формирование родительства.

Разные исследователи делают это по-разному. Например, А. И. Антонов (1973) рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленных воздействий государственных органов, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики. Опосредованное же воздействие осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры.

Подводя итог, необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задаёт для личности определённый образец родительства, даёт отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно – мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.

Страницы: 1 2


Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
На основании протоколов обследования (Приложение 3) в таблице 9 представлены результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок». Таблица 9. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы Имя ребенка Время, затраченн ...

Конструктная валидность и концептуальные репликации
Психологическая гипотеза, эксплицируемая, или выводимая, как следствие из той или иной теоретической концепции, при повторных проверках может несколько видоизменяться, если изменяются средства операционализации входящих в нее переменных. В случае когда предполагается выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости, но п ...

Предбрачный период в человеческом сообществе
Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни. Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары ...