Факторы, влияющие на формирование родительстваСтраница 1
Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.
В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства [3]. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.
Что касается репродуктивного поведения человека, то В. В. Бойко [3] выделяет здесь три группы факторов:
1. социально – психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);
2. социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);
3. социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально – личностные свойства, ценности личности детей).
Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи (М. Мид [16]), то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие группы условий:
1. совокупность общественно – экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и тому подобное);
2. совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);
3. совокупность естественно- географических условий ( Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева [19]).
Опираясь на положение Л. Ф. Обуховой [19] о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:
1. макросистема, или уровень общественных влияний;
2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;
3. микросистема, или уровень собственной семьи;
4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.
Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколко уровней. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека.
Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы - это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня.
Общественное влияние
необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения опосредованного воздействия на формирование родительства.
Разные исследователи делают это по-разному. Например, А. И. Антонов (1973) рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленных воздействий государственных органов, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики. Опосредованное же воздействие осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры.
Подводя итог, необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задаёт для личности определённый образец родительства, даёт отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно – мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.
Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция. Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: 1) мерой удовлетворения собственных интересов; 2) активностью или пассивностью действий; 3) мерой удовлетворения интересов другой сторо ...
Исследование специфики восприятия себя и
других людей умственно отсталыми младшими школьниками. Организация, методы и методики исследования
социальной перцепции умственно отсталыми младшими школьник
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллектуального развития). Эксперимент осуществлялся в группе продленного дня четвертых классов. В нем принимали участие 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки) младшего школьного возраста с легкой степ ...
Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе»
1. Мотивационная готовность.
Цель: выявление отношения детей к школе и учению.
Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику.
Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний ...