Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Развитие в норме и дизонтогенезе

Развитие в норме и дизонтогенезе
Страница 1

Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, интеллекте и эмоциях, т.е. понимают психическое развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рост организма (количественные изменения) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. Но возникновение каждой новой ступени никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей, которая представляет собой подготовительную ступень к последующей.

Разнообразные функциональные системы, составляющие в совокупности психику человека, не есть нечто стабильное, неизменное, данное ему в изначально законченном, завершенном виде. Онтогенез представляет собой процесс закладки, формирования, структурирования, расцвета функций каждой системы с последующим постепенным ее увяданием.

Детский и подростковый возраст — период наиболее интенсивной конструктивной динамики психического развития. Его закономерности закреплены в генетической формуле человека, но имеются и индивидуальные признаки, определяющиеся воздействием среды — биологические и социально-психологические факторы.

Термин «психическое развитие» подразумевает не плавность или одновременность развития функциональных систем, а филогенетически сложившуюся своевременность созревания каждой системы в наиболее оптимальные возрастные сроки. Именно в связи с этим говорят о физиологической гетерохронии развития, т.е. гетерохронии развития мозговых структур и функций.

Значение закона гетерохронии для адаптивного характера развития обосновывается в разработанной П. К. Анохиным теории системогенеза. Исследования показали, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Таким образом осуществляется минимальное, но достаточное для этого этапа развитие жизненно важных функций (принцип «минимального обеспечения»).

Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития на каждом этапе онтогенеза и надежность функционирования биологических систем. При этом надежность обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозамещаемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы.

Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Рассмотрим общие закономерности нормативного и отклоняющегося развития.

Процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе онтогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики.

Психическое развитие циклично и сложно организовано во времени. Индивидуальное развитие — процесс не линейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды «революционных», переломных скачков развития, связанные как с биологическими, так и социальными факторами. В отличие от сензитивных периодов, отличающихся повышенной чувствительностью отдельных функций, «революционные» периоды характеризуются существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процессов.

Морфофункциональные перестройки основных физиологических систем на этих этапах обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, увеличение энергозатрат, высокую чувствительность к факторам внешней среды. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь серьезные негативные последствия.

Страницы: 1 2 3


Особенности подросткового развития
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом в ...

Ориентирование по словесному описанию
Может проходить с помощью игры. Например, игра: "Помоги маме накрыть на стол". Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядки — слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку и т.д ...

Речевая готовность ребенка к школе
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита ...