Общая характеристика работы
Страница 2

Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов, и современных исследований заключается в том, что они позволяют выявить скрытое от психолого-педагогического опыта противоречие

между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна.

Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности. Известно, однако, что одиночество – это и феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то, что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема одиночества молодого человека требует особого внимания.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показывает, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности учащегося через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не были предметом специального исследования.

Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют проблему

настоящего исследования.

В теоретическом плане

это проблема создания модели психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. В практическом плане

– проблема создания условий для развития личности старшеклассника через актуализацию позитивного потенциала одиночества.

Объект

исследования

– характеристики феномена одиночества, позволяющие рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте.

Предмет

исследования –

влияние одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте.

Цель

исследования

– теоретическое обоснование ориентиров и направлений работы практического психолога образования, позволяющих преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования:

Если сущность и психологическая структура феномена одиночества раскрывается через амбивалентный характер одиночества, то преодоление негативного влияния одиночества на личность возможно, когда будет использоваться позитивный потенциал одиночества в целях развития личности в юношеском возрасте, что реально возможно осуществить путем реализации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся старших классов, включающей в себя:

- создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности);

- моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности старшеклассника, совершения личностного выбора;

- использование таких форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) работы, в которых было бы возможно движение от субъективного отрицательного одиночества, являющегося результатом личностного выбора (интернального отрицательного) к субъективному положительному, являющемуся результатом личностного выбора (интернальному положительному).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психокоррекционная программа по коррекции акцентуаций характера у подростков
Пояснительная записка: данная программа была разработана как форма активного воздействия, целью которого является коррекция акцентуаций характера у подростков. Задачами программы являются: • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; • развитие способности к самоанализу, самопознанию; • повышение с ...

Закон контраста
Среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором вашего ответа, немалое место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. На фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше, и наоборот. Отсюда вытекает простое правило: если предыдущий абитуриент отвечал откровенно плохо и получил тройку или, тем более, двойку, то в ...

Защитные механизмы
В процессе переговоров, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непросто. Но если она все-таки была выявлена, то остановить ее все же можно, тем самым вернув себе равное ...