Общая характеристика работы
Страница 5

На втором этапе (2002 – 2003 гг.) планировалось и проводилось констатирующее исследование, осуществлялась статистическая обработки его результатов, описание и обобщение данных математической обработки, формулировка выводов. Результатом работы на этом этапе стало выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества.

Третий этап (2003 – 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов констатирующего исследования стало основой для разработки и верификации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Опытно-экспериментальная работа была обобщена и описана. Проведено контрольное исследование, результаты которого, в сравнении с результатами констатирующего исследования, позволили сделать вывод о результативности разработанной и верифицированной модели. Осуществлялось формулирование теоретических выводов и оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов

обеспечивается надежностью исходных методологических положений; полнотой рассмотрения предмета исследования на теоретическом и экспериментальном уровнях; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования (в том числе, методов статистической обработки результатов исследования); корректностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборок; длительностью опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования

. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в ходе проведения лекционных и семинарских занятий для студентов психологической и психолого-педагогической специальностей ТюмГУ в рамках учебных дисциплин «Психология общения» (1999 – 2000 уч.г.), «Психолого-педагогическая коррекция» (2002 – 2003, 2003 – 2004 уч.гг.), «Индивидуально-возрастное консультирование» (2003 – 2004 уч.г.); через научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов психолого-педагогической специальности; через публикацию материалов по теме диссертационного исследования. Результаты исследования были представлены, обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (октябрь 2004г.), на методологическом семинаре «Психолого-педагогические аспекты проблемы одиночества в юношеском возрасте» кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (январь 2005г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика» (г.Тюмень, 2005 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из ведущих тенденций развития образования в современной социальной ситуации является его гуманизация, что создает условия для личностного развития и саморазвития учащихся. Однако существует противоречие между необходимостью развития гуманистических отношений между субъектами образования и недостаточным осознанием педагогами-психологами того, что психолого-педагогическое сопровождение должно способствовать не только усвоению знаний, овладению нормами и правилами поведения, но и личностному развитию учащихся старших классов. Одним из способов решения данного противоречия является создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Необходимость создания условий для актуализации позитивного потенциала одиночества обусловлена неоднозначностью влияния одиночества на личность. С одной стороны, одиночество, являясь детерминантой деформированного развития, затрудняет вхождение личности в широкий контекст социальных отношений (дестабилизирует отношения с группой сверстников, оказывает обесценивающее влияние на самоотношение личности, негативно сказывается на самовосприятии и поведении личности). С другой стороны, одиночество позволяет погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах и несет в себе возможность развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна (одиночество является фактором низкой самопривязанности, то есть - своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Принципиальные различия между убеждением и внушением
Внушение представляет собой разновидность психологического влияния - процесса и результата изменения манипулятором поведения другого человека, его установок, намерений в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Снижение сознательности и критичности при восприя ...

Психологическое заключение и рекомендации по успешной адаптации ребёнка в школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная ...

Как нужно повторять?
К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их ...