Общая характеристика работы
Страница 4

Теоретическая значимость исследования

. Результаты исследования углубляют представления о феномене одиночества и его роли в развитии личности, вносят вклад в формирование целостного подхода к пониманию феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития и как ресурса развития личности. Выделение основных характеристик феномена одиночества (сложность, многоплановость, амбивалентность) составит основу для новых теоретических представлений о сущности одиночества как психического феномена. Обоснование и разработка типологии одиночества способствуют становлению дифференцированного подхода к пониманию одиночества и обеспечивают возможность его квалификации как проблемы или как ресурса развития личности. Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований, и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения личностного развития учащихся старших классов и внеклассной работы с учащимися; позволяют решать эмпирические задачи в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста, переживающим одиночество; способствуют изменению форм и методов взаимодействия педагога и педагога-психолога с учащимися, гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса; дополняют и углубляют содержательную базу учебных курсов вузовской подготовки педагогов-психологов («Возрастная психология», «Индивидуально-возрастное консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»).

Методологической

основой исследования

являются отечественные и зарубежные философские теории и психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Философско-психологическая основа методологии данного исследования обусловлена гуманистическим характером и личностно-ориентированной парадигмой современного образования.

Существенное значение для исследования в концептуальном плане имеют: философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (К. Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В.С. Соловьев, Н.И. Бердяев); принцип единства и борьбы противоположностей; современные гуманистические теории воспитания и развития личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Т.В. Анохина, Г.К. Селевко).

Психологической методологией исследования являются фундаментальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).

Методы исследования

. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (модификация и разработка диагностических методик, подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, монографическое описание). Производилась статистическая обработка результатов исследования с использованием корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа.

Опытно-экспериментальной базой исследования

стала гимназия российской культуры (ГРК) при Тюменском Государственном Институте Экономики, Управления и Права (ТГИЭУиП) г.Тюмени.

Диссертационное исследование включало три основных этапа. На первом этапе (2000 – 2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования и эмпирических исследований, тематически близких настоящему, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать методологию и методы исследования. Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части диссертационного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исключительные особенности гениальных людей
Возникает вопрос, возможно ли на основании всего вышеизложенного прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное, как невроз, умопомешательство? Нет, такое заключение было бы ошибочным. Правда, в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными и в психиче ...

Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...

Гендерные аспекты в управленческой деятельности. Особенности карьерного роста
Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин[7]. У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения: · умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон; · уверенность в себе и ...