Общая характеристика работы
Страница 4

Теоретическая значимость исследования

. Результаты исследования углубляют представления о феномене одиночества и его роли в развитии личности, вносят вклад в формирование целостного подхода к пониманию феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития и как ресурса развития личности. Выделение основных характеристик феномена одиночества (сложность, многоплановость, амбивалентность) составит основу для новых теоретических представлений о сущности одиночества как психического феномена. Обоснование и разработка типологии одиночества способствуют становлению дифференцированного подхода к пониманию одиночества и обеспечивают возможность его квалификации как проблемы или как ресурса развития личности. Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований, и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения личностного развития учащихся старших классов и внеклассной работы с учащимися; позволяют решать эмпирические задачи в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста, переживающим одиночество; способствуют изменению форм и методов взаимодействия педагога и педагога-психолога с учащимися, гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса; дополняют и углубляют содержательную базу учебных курсов вузовской подготовки педагогов-психологов («Возрастная психология», «Индивидуально-возрастное консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»).

Методологической

основой исследования

являются отечественные и зарубежные философские теории и психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Философско-психологическая основа методологии данного исследования обусловлена гуманистическим характером и личностно-ориентированной парадигмой современного образования.

Существенное значение для исследования в концептуальном плане имеют: философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (К. Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В.С. Соловьев, Н.И. Бердяев); принцип единства и борьбы противоположностей; современные гуманистические теории воспитания и развития личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Т.В. Анохина, Г.К. Селевко).

Психологической методологией исследования являются фундаментальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).

Методы исследования

. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (модификация и разработка диагностических методик, подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, монографическое описание). Производилась статистическая обработка результатов исследования с использованием корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа.

Опытно-экспериментальной базой исследования

стала гимназия российской культуры (ГРК) при Тюменском Государственном Институте Экономики, Управления и Права (ТГИЭУиП) г.Тюмени.

Диссертационное исследование включало три основных этапа. На первом этапе (2000 – 2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования и эмпирических исследований, тематически близких настоящему, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать методологию и методы исследования. Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части диссертационного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические аспекты
В предыдущей главе я рассмотрела символ св.Троицы в его историческом аспекте. Конечно, идей о формулировке Троицы и её содержании было гораздо больше, многие их них запрещались церковью, но это тема отдельного исследования. Как можно понять даже из поверхностного изучения тайны св.Троицы – она скрывает под собой вполне традиционные вопр ...

Методы изучения и диагностики эмоций
Изучение физиологических механизмов эмоций — многосторонний процесс, который включает эксперименты на животных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга, изучение особенностей эмоционального реагирования у пациентов с различными поражениями мозга, а также лабораторные исследования здоровых людей при переживании ...

Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики: 1. Социометрия. 2. Методика диагностики темперамента Айзенка. Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии. Социометрия - метод, разработанный Дж. Морено . Эт ...