Констатирующий эксперимент
Страница 1

Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов.

Предметом исследования

являлись личностные гендерные характеристики студентов.

Объект исследования

– 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия).

Гипотеза исследования:

чем выше конформность личности влиянию социума, тем ярче представлены в её структуре гендерные стереотипы.

Цель

– расширение знаний о гендерных характеристиках личности;

- освоение приёма психологической самодиагностики;

- выявление ложных представлений о гендерных стереотипах;

- развитие навыков психологической саморефлексии.

Методы:

опрос; анкетирование; тестирование; групповая дискуссия; мозговой штурм; наблюдение.

Констатирующий эксперимент был организован следующим образом: Основным в исследовании являлся методический приём «психологическая психодиагностика»

который заключался в том, что студенты заполняли предложенные им методики и опросники, направленные на диагностику различных характеристик своей личности, а затем анализировались и обсуждались полученные результаты. В условиях психологической самодиагностики исследователь и испытуемый оказывался и тем же лицом.

В процессе ознакомления с результатами психологической самодиагностики у студентов отмечался повышенный интерес к полученной информации, так как она для них являлась личностно значимой. В процессе этого шло активное усваивание новой теоретической информации о гендерных характеристиках и стереотипах, которая помогала прояснять содержательную сторону эмпирических фактов, характеризующих психологические особенности каждой личности и уточнить их представления о собственных гендерных стереотипах.

При использовании данного метода практические задания, выполняемые студентами, сочетались с процессом саморефлексии и обсуждением теоретического материала.

Оснащение исследования:

тесты и бланки опросников для изучения гендерных характеристик:

1. Тест Куна Макпартленда «Кто Я?» (см. Приложение Б)

2. Опросник С. Бэм (Приложение В)

3. Тест Лири (Приложение Г)

4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) (Приложение Д)

5. Опросник «Пословицы» (Приложение Е)

Ход эксперимента:

Суть эксперимента заключается в следующем: студентам были розданы бланки опросников, представленных выше, в которых нужно было отметить позиции, с которыми испытуемые были согласны. После заполнения бланков, проводился обобщённый анализ и групповое обсуждение полученных результатов, с целью повысить уровень саморефлексии у студентов.

Рассмотрим детально каждую методику:

1.

Опросник «Кто Я?».

Разработан представителями интеракционистской ориентации М. Куном и Т. Макпартлендом.

Цель опросника:выявить роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности; изучить содержательные характеристики идентичности личности.

Студентам были розданы бланки и зачитывалась инструкция (см. Приложение Б).

Вопрос «Кто Я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?» человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним.

Наиболее часто встречающимися ответами являлись:

- касательно семейных и межличностных ролей следующие: я-мать, жена, сын, муж, подруга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Механизмы развития мотивации человека
Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан ...

Типы семей по способу распределения ролей
Как уже говорилось, характер распределения обязанностей по их выполнению между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные. Причем в традиционном браке роли и обязанности могут жестко распределяться по взаимному соглашению или по нормам, предписанным половыми ролями /Суслова Т.Ф., 1999, с.48/. Например ...

Стратегии женщин в деловой сфере
Как ведут себя женщины в ситуациях дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации, в управлении? Они прибегают к защитным стратегиям. Вот примеры такого менеджмента: 1) «сверхфункционирование на работе», то есть женщины проводят на рабочем месте больше ...