Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человекомСтраница 2
А. А. Бодалев пишет, что об эмоциональном состоянии другого человека мы судим с опорой на общественный и индивидуальный опыт общения, а опознание эмоций – это сложный процесс, включающий как когнитивный, так и аффективный компоненты. Основными составляющими процесса опознания являются формирование перцептивного образа и сличение этого образа с хранящейся в памяти системой эталонов. Автор указывает на то, что для человека формирование социально-психологических эталонов оказывается в большинстве случаев стихийным процессом, и он может не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны и что они актуализируются, когда он оценивает другую личность или себя. Форма и содержание социально-психологических эталонов обусловлены личным опытом субъекта, что оказывает определенное влияние на успешность опознания эмоций специфики ориентации воспринимающего во внешнем выразительном поведении другого человека, то есть что для него является более информативным [28].
Как пишет Е. И. Изотова, сложность процесса опознания (восприятия) эмоций состоит в том, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Способствовать преодолению данной трудности может выделение ведущего компонента экспрессивного поведения, входящего в структуру каждого эталона. Этим компонентом является мимика лица. Несмотря на многозначность и высокую индивидуализацию мимических изменений у человека, восприятие и идентификация им эмоций другого человека достаточно адекватны, что объясняется свойствами невербальных сигналов: комплексностью их выражения и ситуативностью возникновения (контекст определенной эмоциогенная ситуация). Именно ориентация на мимику, как на определяющий компонент экспрессии у взрослых и детей является ведущей [12].
Невербальная коммуникация представляет собой не только обмен экспрессивными сообщениями между людьми, но и их интерпретацию. Так как язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, отслеживание такой информации в ходе общения сможет помочь его участникам получить сведения о личностных характеристиках собеседника, о его внутреннем мире, настроении, помыслах и чувствах, намерениях и ожиданиях, переживаниях и др.
Умение правильно опознавать невербальные знаки позволяет устранять затруднения, возникающие в общении, и перестроиться в процессе беседы, сделать общение более продуктивным, помогает установить контакт, межличностное взаимопонимание, достигнуть наибольшей эффективности общения.
Социальная природа преступности
Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм инди ...
Мотивация преступного поведения. Понятие и структура
процеса мотивации
Характерная черта индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с внешними факторами (причины и условия) его обусловливают и внутренние (психологические) факторы. Явления внешней среды становятся мотивообразующими, побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. При этом социальная детерминация ...
Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Для понимания и целенаправленной комплексной работы с детьми, находящихся в условиях депривации необходимо выделить основные факторы, оказывающие негативное влияние на процесс развития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.
Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную ...

