Заключение

Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком, восприятия самого себя. В своей монографии О. К. Агавелян пишет, что аномальное развитие замедляет процессы самовосприятия и восприятие другого. Нарушения в познавательной деятельности снижают общий уровень информативности и дальнейшего точного воспроизведения данных о себе и о другом человеке [1].

В нашем исследовании приняли участие десять учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых школьников) в возрасте 9-10 лет. Все испытуемые имеют диагноз умственная отсталость в легкой степени.

По результатам экспериментального исследования выявлено, что развитие восприятия самого себя и других людей у всех испытуемых находится на уровне дошкольного возраста.

Самовосприятие испытуемых недифференцированное, представления о себе неадекватны. Все испытуемые стремятся быть «хорошими» в глазах окружающих, но относятся к своим поступкам, поведению, личностным качествам без критики.

Восприятие других людей поверхностное, нечеткое. Образы эмоциональных состояний не закреплены в слове, обнаруживается бедный словарный запас, что связано с особенностями речевого развития умственно отсталых. Суждения о состоянии человека ситуативные и часто субъективные.

Дети имеют небольшой социальный и эмоциональный опыт, что влияет на межличностные взаимодействия, так отмечены тенденции к агрессии, негативизм по отношению к другим людям.

Отмечено, что большинство испытуемых правильно опознают эмоции радости, гнева и печали, но возникают трудности при идентификации удивления, зависти, стыда и презрения. Считаем, что это связано с недостатками формирования эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и ограниченным опытом эмоционального общения. Их лицевая экспрессия характеризуется бедностью и невыразительностью, следовательно, это может привести к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния [35].

По результатам анализа литературных источников и данных проведенного нами экспериментального исследования можно сделать следующие выводы

:

1. Уровень развития социальной перцепции является показателем зрелости личности, одним из путей адаптации человека в обществе.

2. Знания личности о себе и других людях формируются и расширяются за счет постоянного взаимодействия с окружающими в различных видах деятельности.

3. Процессы восприятия себя и другого человека замедляют развитие при умственной отсталости, находятся на более раннем возрастном уровне, а их развитию в образовательных учреждениях не уделяется достаточного внимания.


«Дымовая завеса»
Этот прием применяется в тех случаях, когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове. Например: Экзаменатор (удивленно): «Вы сказали, что дельфины - это рыбы?!» Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): «Нет, на самом деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но . в действительности . хотя многие считаю ...

Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями. По Хорни, в детстве у чело ...

Вербальное общение в процессе беседы. Классификация типов вопросов
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы. Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, а психологу понять его, является так называемый "Вы-подход" – изуч ...