Информация » Психология личности » Основные принципы структурной теории личности

Основные принципы структурной теории личности

Главной научной задачей Кеттелла было объяснение взаимодействий между системой свойств личности и более объемной системой социокультурных свойств индивида. Главные принципы научной теории Кеттелла можно сформулировать следующим образом:

1. Адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, которые обусловлены наследственностью и влиянием окружающей среды. Необходимо принимать во внимание не только сами факторы, но и характер взаимодействий между ними.

2. Адекватная теория личности может строиться только на строгих методах исследования и точных измерениях. Основой изучения личности является мультивариативная статистика и факторный анализ.

Согласно Кеттеллу личность – это особая прогностическая функция

, которая позволяет предсказывать поведение индивида в определенной ситуации. Такую функцию он назвал уравнением спецификации

, которое имеет вид R

=

f

(

S

,

P

)

.

Таким образом, природа специфической ответной реакции человека R

зависит от стимулирующей ситуации S

и от свойств его личности Р

. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но и вторичные переменные: физическое состояние, настроение, социальные роли, характерные в данной ситуации, т.е. переменная P

должна представлять собой весовую функцию, причем все черты меняются от ситуации к ситуации.

Несмотря на то, что социальные факторы также влияют на поведение человека, определяющим является совокупность черт личности. Все черты личности Кеттеллу разбил на следующие типы.

1. Поверхностные и исходные черты. Поверхностная черта

является совокупностью характеристик поведения, которые при наблюдении выступают как единое целое. Например, невнимательность, нерешительность и беспокойство составляют вместе основу тревожности или невротизма, т.е. тревожность это не просто набор перечисленных черт, а именно их взаимосвязь.

Исходные черты

– это основополагающие структуры, представляющие собой строительные блоки личности. Исходные черты определяют то постоянство, которое и определяет устойчивость личности. Исходные черты существуют на глубинном уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Кеттелл провел широкую исследовательскую работу и методом факторного анализа определил 16 черт личности, которые легли в основу его опросника 16PF.

2. Конституциональные черты – инвайроментальные черты. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных человека. Например, нарушению обмена могут быть причиной нарушения уравновешенности. Инвайронментальные черты сформированы окружающей средой, т.е. влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты обуславливают характеристики и стили поведения, усвоение в процессе научения.

3. Способности, темперамент и динамические черты. Черты могут быть классифицированы через те проявления, в которых они выражаются.

Способности как черты определяют умения человека сохранять эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, свойство моторики – примеры способностей.

Темперамент определяет не черты, которые определяют эмоциональность человека. К свойствам темперамента относятся темп, лабильность, непосредственная эмоциональность.

Динамические черты объединяют в себе структуру мотивации человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Например, амбициозность, стремление к власти и т.п.

4. Общие черты – уникальные черты. Общие – такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, интеллект, интроверсия-экстраверсия и т.п. присутствуют у всех, следовательно – это общие черты. Уникальные черты – такие, которые присутствуют лишь у немногих или вообще только у одного человека. Уникальные черты обычно присутствуют в сфере интересов и установок.


Проблемы психологической готовночти ребёнка к школе на совр.этапе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подгото ...

Строение характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют обществен ...

Исключительные способности и таланты идиотов-гениев
Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга. Психологам и псих ...