Как нужно повторять?
Страница 1

К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).

Итак, как обучать приему «повторение»? Рассмотрим этот процесс на примере игры «Запомни предметы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить малыша, — это называнию вслух предметов, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознаванию. Кроме называния предмета вслух предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как используется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните малышу, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать.

Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае — повторное называние каждого предмета. Пусть ребенок назовет все предметы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. (например, первое повторение: «санки», «вилка», «портфель» . «помидор»;

второе повторение: «санки», «вилка», «портфель» . «помидор»). Такое повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.

Третий этап — обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными, попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на ручку портфеля, при втором — на его замочек и т.д.).

Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап — обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как повторяется прежде всего то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.

Страницы: 1 2


Причины замечаний и дополнительных вопросов
Какие мотивы движут экзаменатором, когда он задает абитуриенту дополнительный вопрос или делает замечание? На наш взгляд, среди них можно выделить следующие. ...

Развитие фантазии кружковых занятий по живописи. Понятие и сущность фантазии
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, а где ложь? Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из так ...

Конформность как акцентуация характера
Эксперименты Эша дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Т.Рибо описал "аморфный тип" характера, якобы лишенный каких- ...