Информация » Проблема доминирования в семье (главенство ролей) » Эмпирическое исследование характера главенства и распределения ролей в ВПС и НПС. Программа исследования

Эмпирическое исследование характера главенства и распределения ролей в ВПС и НПС. Программа исследования
Страница 1

Цель исследования: изучить влияние фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС.

Задачи исследования:

На основе осуществленного ранее литературного анализа сформулировать гипотезы относительно возможного влияния фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС.

Подобрать и разработать необходимые методики для проверки гипотез.

Осуществить сбор данных в соответствии с эмпирическим планом, заявленным в гипотезах.

Обработать полученные результаты методами математической статистики.

Обсудить полученные результаты и сделать выводы.

Разработать, ориентируясь на результаты исследования, рекомендации для психологического консультирования членов ВПС и НПС.

Объект исследования: 40 человек: 20 семейных пар, 10 из которых представляют воцерковленные православные семьи (ВПС), и 10 – невоцерковленные православные семьи (НПС). Возраст представителей ВПС колеблется в диапазоне от 22 до 41 года, а возраст представителей НПС – от 24 до 52 лет.

Предмет исследования: главенство и распределение ролей в ВПС и НПС.

Гипотезы исследования:

В ВПС главенство мужа связано с альтруистическим и дружелюбным отношением к супруге, а в НПС главенство мужа связано с авторитарным и агрессивным отношением к супруге.

В ВПС муж более участвует в выполнении традиционно женских ролей, чем в НПС.

Методический инструмент:

Для исследования того, насколько муж участвует в выполнении традиционно женских ролей, использовалась методика «Распределение ролей в семье».

Авторы: Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская /1987, с.29-41/.

В качестве своей задачи авторы методики видели создание достаточно компактной методики, предназначенной сугубо для описания распределения основных супружеских ролей.

Каких-либо строгих правил или теоретического обоснования того, как необходимо выделять семейные роли, фактически не существует, скорее, есть определенная наиболее распространенная традиция выделения и описания следующих семейных ролей: материальное обеспечение семьи, хозяйка (хозяин), уход за маленькими детьми, воспитание детей более старшего возраста, сексуальный партнер, организатор развлечений, обеспечение психологического комфорта, организатор родственных связей, организатор семейно субкультуры. Приведем более подробное описание основных ролей в семье.

Ответственный за материальное обеспечение семьи.

Эта роль включает в себя, прежде всего, различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семьи адекватным для нее уровнум материального благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов, кроме данного обозначения этой роли, часто используется другое – «кормилец». Многочисленные данные, полученные как советскими, так и зарубежными авторами, свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская, ее реализация в большей степени лежит на плечах мужа.

Хозяин-хозяйка.

Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. Так, по данным Ф.И.Ная, 70% мужчин заявили, что эта роль должна быть поделена между мужем и женой поровну.

Ответственный за уход за младенцем.

Эта роль заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.

Воспитатель.

Данная роль заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли, в целом, определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем выше уровень, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяют родители воспитанию своего ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется, в том числе и полом ребенка. Если ребенок мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну, в случае же если в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.

Страницы: 1 2 3 4


Порядок рождения.
В системе взглядов Адлера важнейшим фактором, влияющим на стиль жизни, является порядок рождения. Первенец. Положение старшего ребенка идеально до тех пор, пока он единственный ребенок в семье. Родители целиком посвящают себя ребенку, он находится в безмятежности. Рай заканчивается, когда в семье появляется второй ребенок. «У короля от ...

«Зацепка»
Данный метод позволяет кратко изложить какую-нибудь ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием ответа. В этих целях можно с успехом использовать небольшое сравнение, событие, личное впечатление или необычный вопрос, даже анекдотичный случай. Последнее, правда, требует осторожности и такта. ...

Мотивы признания мужского/женского главенства
Понятие главенства тесно связано с понятиями лидерства и социального доминирования. Анализируя работы зарубежных ученых первой половины 90-х годов по теме социального доминирования, Д.Майерс делает следующие выводы: «Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщи ...