Информация » Особенности агрессивного поведения подростков » Теоретические аспекты изучения особенности агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии. Определение и сущность агрессивного поведения

Теоретические аспекты изучения особенности агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии. Определение и сущность агрессивного поведения
Страница 1

Феномен агрессии широко исследуется в психологии и социологии - на сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Связано это, вероятнее всего, с беспрецедентным ростом уровня агрессии и насилия в современном обществе.

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [15; 3 – 5]. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

Перечислим некоторые определения, приводимые Бэрон Р. и Ричардсон Д. в своей монографии «Агрессия»:

1. агрессия – это любое поведение, содержащие угрозу или наносящее ущерб другим, - Басс;

2. чтобы те или иные действия были квалифицированны как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям, - Бердковиц;

3. агрессия это попытка нанести другим телесные или физические повреждения, - Зильманн.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующие определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3; 25 – 27].

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. Рассмотрим их подробнее.

Агрессия как поведение – определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость, с мотивами — такими как стремление, оскорбить, или навредить и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.

Агрессия и намерение – определение термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения — это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы. О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения. Включение категории намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимании того, является ли то или иное действие актом агрессии. Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто — агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений [3; 29].

Страницы: 1 2 3 4 5


Механизмы развития мотивации человека
Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан ...

Подготовка руки к письму
Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Как ...

Индивидуальный календарный план работы прохождения практики
13.09.10 14.09.10 15.09.10 16.09.10 17.09.10 Ознакомление с программой практики, разработка и утверждение индивид, плана прохождения практики Знакомство кабинетом психолога, подготовка психолого-педагогического инструментария Составление характеристики кабинета психолога, инструментария Изучение психолого-педаг ...