Судебно-психологическая экспертиза суицидаСтраница 3
3. Записка написана не в связи с решением покончить жизнь самоубийством, а при иных обстоятельствах – в шутку, под угрозой и т.п.
4. Записка написана другим лицом.
5. Записка написана потерпевшим, но текст составлен другим лицом.
Проверяются обстоятельства: имел/не имел потерпевший свободный доступ к бумаге и письменным приборам и пр.
Необходимо квалифицировать тип суицида: рациональный или аффективный. Рациональные самоубийства – это обдуманные действия с длительным и постепенным формированием решения покончить с собой, обдумыванием способов самоубийства, места и времени осуществления своего намерения (происходит на фоне глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью).
При аффективных самоубийствах решение принимается непосредственно под воздействием интенсивных и значимых эмоций и является импульсивным (психическое состояние – фрустрация, связанная с личностно-аварийной ситуацией). Важным элементом при данной экспертизе является выявление мотивов (или психологического смысла самоубийств). Это – протест, призыв, избежание (от наказания или страдания), самонаказание, отказ[14].
Э. Шнейдман вместе с Н. Фарбероу ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов), значительно развившей понятие психодинамики самоубийств.
Таким образом, мы можем говорить о том, что судебно-психологическая экспертиза по факту самоубийства играет важную роль в разрешении спорных вопросов и обстоятельств по делу. Значительное место в этом отводится анализу посмертных дневников и записей, т.к. суицид относится к намеренному лишению себя жизни, а при отсутствии предсмертных записок, предварительных соответствующих высказываний или других явных доказательств оно легко может быть интерпретировано как несчастный случай.
Принципы психологического воздействия
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии
предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременн ...
Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. Методика и организация
экспериментального исследования
Исследование с целью изучения особенностей словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально говорящих было проведено в марте- апреле 2010 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 229, № 201, № 60 и № 52 г. Минска.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, ...
Личность и самосознание
Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системны ...