Составление психологического портрета человека, принадлежащего к группе риска

На основании всего вышеизложенного мы можем сделать попытку составить психологический портрет человека, принадлежащего к группе риска.

Во-первых, индивид имеет конфликт с окружением близких ему людей. Это может быть семья, дети, родители. Конфликт может заключаться в непонимании, предательстве, неуважении и пр.

Не только семья, но отношения в целом, царящие в обществе, могут стать предпосылкой суицидального поведения. Ситуация конфликта в этом случае имеет глубокую субъективную значимость для человека и прежде всего, затрагивает базовую систему его ценностей и идеалов. Соответственно высокое эмоциональное напряжение, «аккумулирование» его в течение длительного времени (как при аффекте), рано или поздно выливается в аутоагрессию.

Причиной ухода человека из жизни может стать или излишний инфантилизм (что, чаще всего, свойственно подросткам), в этом случае человек смотрит на мир глазами «ребенка» (Меня здесь не понимают, я никого не могу понять…); или чрезмерная значимость («сверхценность») ситуации. Как отмечал Э. Шнейдман, происходит «сужение когнитивной сферы»: «Мне ничего больше не оставалось»; «Единственно возможным выходом была смерть» и т.д.

Самоубийца – человек с психологией «проигравшего», он не считает себя способным что-либо изменить. И поскольку сознание его «сужено», он живет настоящим моментом, данной конкретной ситуацией, не смотрит в будущее. Проблема в этот момент кажется ему неподъемным грузом.

В критической ситуации человеку свойственно: сильное эмоциональное напряжение (ярко проявляется в содержании и в структуре написанного текста), направленность «во вне» (экстрапунятивность): человек склонен винить окружающих и ситуацию в произошедшем. Проявляется страх перед жизнью, перед будущим («…не пожить ли еще чуть-чуть? Я боюсь…»).

Изменить или скорректировать направления мыслей или идей потенциального самоубийцы могут родственники, знакомые, друзья, если они понимают первопричину поведения. В этом случае человеку необходима поддержка и понимание близких, аккуратность в отношениях, т.к. неправильное поведение может повлечь печальные последствия. В настоящее время достаточно широко разрабатываются и внедряются в практику программы реабилитации, а так же превенции деструктивного поведения. Но, в первую очередь необходима помощь родственников и друзей, которые могут помочь и возвратить человека к нормальной жизни.


Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребен ...

Мотивация: иерархия потребностей
Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь де ...

Психическая реальность
Юнг рассматривал душу, с ее способностью творить образы, как промежуточное звено между сознательным миром эго и миром объектов (как внешних, так и внутренних). Фрейд определил образы как психические копии инстинктов, а Юнг нашел радикально новую точку зрения на образы: он рассматривал их как собственно источник нашего ощущения психичес ...