Заключение

1. Анализ литературы по теме исследования показал, что существует большое количество исследований, посвященных суициду. На основе проработки литературы нами было сформировано общее понятие: суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

2. Было выявлено значение лингвистики и психологии в анализе текстов (в частности, предсмертных записок). Данный анализ позволяет нам выявить мотивацию и другие личностные характеристики автора, необходимые следствию. При помощи анализа записок, дневников и других документов может быть выяснено, имел ли автор в действительности намерение уйти из жизни или эта попытка была чем-то вроде просьбы о помощи или способом манипулирования “значимыми другими”.

3. Исследовательская деятельность проводилась с целью выявления индивидуально-психологических особенностей личности суицидентов, а так же особенности ситуаций, которые могли оказать влияние на состояние индивидов в предсуицидный период.

В ходе анализа были выявлены следующие особенности личности суицидента:

Сужение когнитивной сферы.

- Сфера восприятия и мышления человека сужается (как при аффекте) и центрируется на проблеме, из которой субъективно не видится выхода.

- Мысли направлены только на отрицательные составляющие сложившейся ситуации.

Конфликт в межличностных отношениях.

- Причиной суицида может являться конфликт личности с окружением. Конфликты с семьей и близкими способствуют возникновению травмирующих ситуаций.

- Самоубийство может быть связано с неудовлетворенными потребностями: самосовершенствования, самореализации, автономии

Проявляется неспособность адаптироваться в социальном окружении.

- Субъект рассматривает себя слишком слабым для того, чтобы преодолеть трудности; самооценка чаще всего занижена (возможно, это является следствием неудач, преследующих человека).

- Ярко проявляется аутоагрессия (самобичевание, самообвинение и пр.)

- Прослеживается состояние сильного эмоционального напряжения (в большинстве записок: фразы короткие, утвердительные, в них выражается эмоциональное отношение к происходящему)

- В текстах имеется тенденция к преобладанию психологии «проигравшего» (т.е. человек не видит в своей жизни ничего хорошего и считает, что уже ничего и не случится такого, что может изменить ситуацию).

- Выражены экстрапунятивные реакции (причина неудач видится в окружающей ситуации); человек смотрит на мир глазами «ребенка» (проявляются инфантилизм и незрелость, недостаточная оценка ситуации).

4. Было уточнено содержание этапов методики составления психологического портрета личности суицидентов по написанному тексту. На наш взгляд, необходимо уделять внимание психологическому содержанию текста, а не его формальным характеристикам. В частности, особенностям занимаемой личностью позиции, направленности, интенциям и пр.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке программ реабилитации группам риска, организации работы телефонах доверия (в работе выявляются особенности личности суицидента, соответственно можно предположить, как он будет вести себя в дальнейшем).

Предложенная схема анализа текста может быть использована в психологическом профилировании, в составлении психологического портрета личности по написанному тексту.


Системный подход к пониманию сущности феномена родительства.
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие: 1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. 2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях: a) как сложную комплексную структуру индивид ...

Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов
В старших классах средней школы одной из важных и трудных задач обучения иностранному языку является поддержание активного владения учащимися иноязычными речевыми умениями, приобретенными в восьмилетней школе, в том числе диалогической речью. Выполнение этой задачи осложняется тем, что диалогическая речь учащихся старших классов характ ...

Результаты констатирующего исследования
В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты. Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1. Протокол № 1 № ФИО Общая тревожность Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность Ма ...