Заключение
1. Анализ литературы по теме исследования показал, что существует большое количество исследований, посвященных суициду. На основе проработки литературы нами было сформировано общее понятие: суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
2. Было выявлено значение лингвистики и психологии в анализе текстов (в частности, предсмертных записок). Данный анализ позволяет нам выявить мотивацию и другие личностные характеристики автора, необходимые следствию. При помощи анализа записок, дневников и других документов может быть выяснено, имел ли автор в действительности намерение уйти из жизни или эта попытка была чем-то вроде просьбы о помощи или способом манипулирования “значимыми другими”.
3. Исследовательская деятельность проводилась с целью выявления индивидуально-психологических особенностей личности суицидентов, а так же особенности ситуаций, которые могли оказать влияние на состояние индивидов в предсуицидный период.
В ходе анализа были выявлены следующие особенности личности суицидента:
Сужение когнитивной сферы.
- Сфера восприятия и мышления человека сужается (как при аффекте) и центрируется на проблеме, из которой субъективно не видится выхода.
- Мысли направлены только на отрицательные составляющие сложившейся ситуации.
Конфликт в межличностных отношениях.
- Причиной суицида может являться конфликт личности с окружением. Конфликты с семьей и близкими способствуют возникновению травмирующих ситуаций.
- Самоубийство может быть связано с неудовлетворенными потребностями: самосовершенствования, самореализации, автономии
Проявляется неспособность адаптироваться в социальном окружении.
- Субъект рассматривает себя слишком слабым для того, чтобы преодолеть трудности; самооценка чаще всего занижена (возможно, это является следствием неудач, преследующих человека).
- Ярко проявляется аутоагрессия (самобичевание, самообвинение и пр.)
- Прослеживается состояние сильного эмоционального напряжения (в большинстве записок: фразы короткие, утвердительные, в них выражается эмоциональное отношение к происходящему)
- В текстах имеется тенденция к преобладанию психологии «проигравшего» (т.е. человек не видит в своей жизни ничего хорошего и считает, что уже ничего и не случится такого, что может изменить ситуацию).
- Выражены экстрапунятивные реакции (причина неудач видится в окружающей ситуации); человек смотрит на мир глазами «ребенка» (проявляются инфантилизм и незрелость, недостаточная оценка ситуации).
4. Было уточнено содержание этапов методики составления психологического портрета личности суицидентов по написанному тексту. На наш взгляд, необходимо уделять внимание психологическому содержанию текста, а не его формальным характеристикам. В частности, особенностям занимаемой личностью позиции, направленности, интенциям и пр.
Полученные результаты могут быть использованы в разработке программ реабилитации группам риска, организации работы телефонах доверия (в работе выявляются особенности личности суицидента, соответственно можно предположить, как он будет вести себя в дальнейшем).
Предложенная схема анализа текста может быть использована в психологическом профилировании, в составлении психологического портрета личности по написанному тексту.
Исследование индивидуально-личностных характеристик
Второй задачей нашего экспериментального исследования было определение индивидуально-личностных характеристик среди испытуемых врачей, для определения психологического портрета врача, с этой целью нами был использован Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, форма С.
Так, в ходе исследования были получены данные, которые предста ...
Свойства конструктов
1. Диапазон применимости включает в себя события, при которых конструкт релевантен или применим. Все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя у разных конструктов эти границы могут меняться. Например: «хороший – плохой», «непорочность – проституция».
2. Фокус применимости относится к явлениям в рамках диапазона примени ...
Другой подход к излагаемому вопросу
У экзаменатора просто другое мнение по этому вопросу. Вы должны принять его замечания, во всяком случае не стоять «насмерть» на своей точке зрения. Особенно это касается общественных дисциплин. ...