Информация » Социально-психологическая адаптация детей в условиях интернатных учреждений » Социальная адаптация в условиях интерната и её влияние на личностное развитие

Социальная адаптация в условиях интерната и её влияние на личностное развитие
Страница 2

· Жесткая регламентация деятельности детей и персонала, акцент на дисциплинарные моменты, результатом чего является деформированное представление о жизни у детей, что затрудняет их социальную адаптацию впоследствии.

· Замкнутость в рамках одного учреждения, а внутри него — одной группы.

· Обязательность общения. Ребенок имеет дело с одной и той же, как правило достаточно узкой, группой сверстников, причем он не может выбрать другую группу.

· Неумение воспитателя общаться с детьми [9, c. 77].

Приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [12, c. 258].

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в интернатных учреждениях катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье [6, c. 101].

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться [5, c. 171].

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и учреждения интернатного типа показывает, что неблагоприятное течение адаптации в интернатах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов [10, c. 253].

Отсюда следует, что социальная адаптация имеет непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, особенно в условиях интернатного учреждения.

Страницы: 1 2 


Анализ психологических игр
Йохан Хейзинга в своей книге "Homo Ludens" пишет: "одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой ". В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой ...

Конструктная валидность и концептуальные репликации
Психологическая гипотеза, эксплицируемая, или выводимая, как следствие из той или иной теоретической концепции, при повторных проверках может несколько видоизменяться, если изменяются средства операционализации входящих в нее переменных. В случае когда предполагается выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости, но п ...

Операторская готовность
Известно, что в профессиональной деятельности оперативного персонала могут возникать напряжённые ситуации – обстоятельства, порождающие значительные трудности и требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий, выполнения максимального объёма работы за определённый (чаще всего – минимальный) промежуток времени. В таких слу ...