ВведениеСтраница 1
В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения (эти процессы будут подробно рассмотрены в теоретической части данной работы) являются ведущими и во многом определяют успешность профессиональной психологической деятельности.
Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психолога, критерии эффективности практической работы психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С. Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.), однако остается нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога. Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных способностей как у студентов психологического факультета, так и у работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет психологии.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
В качестве объекта исследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога. Предметом исследования является влияние психологических средств общения с клиентом на успешность достижения целей консультирования.
В исследовании была выдвинута гипотеза: критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных научных исследованиях данных, а также путем анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-консультанты (независимые эксперты), студенты первого и пятого курса МГОПУ им. Шолохова вечернего отделения факультета психологии.
Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога, сформулировать понятие продуктивной деятельности.
3. Сформулировать понятие коммуникативной компетентности.
4. Рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов.
5. Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
6. Разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
7. Провести сравнительный анализ полученных данных
8. Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога.
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы исследования осуществлялись с помощью методов:
· моделирования (составление и теоретический анализ модели "идеального" психолога – эталона),
· анкетирования, направленного на эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
· метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты
· беседы
· интервью
Обработка результатов эксперимента проводилась при
помощи метода математической статистики.
В эксперименте принимали участие: продуктивно консультирующие профессиональные психологи (14 человек), а также студенты-выпускники факультета психологии МГОПУ пятого курса вечернего отделения (38 человек), обучающиеся по специальности "психолог-консультант", студенты МГОПУ первого курса вечернего отделения (35 человек)
Обзор литературы по теме исследования
В литературе по проблемам психологического консультирования этапы консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов психологического консультирования представляет интерес, поскольку коммуникативная компетентность психолога-консультанта во многом определяет успешность выполнения задач каждого из этапов психологического консультирования, а также оказывает влияние на процесс консультационной работы. Рассмотрим особенности этапов интервью у Г.С. Абрамовой (2000 г.):
1.Структурирование – длится до 10 минут.
Особенностью этого этапа является то, что психолог
Дифференцированный план на месяц
Подростковый возраст. Ученик 8 класса Малов Игорь
№
Цель
Вид деятельности
сроки
1
Выявить умственное и эмоционально-личностное развитие ребёнка.
Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития.
1 раз в неделю
2
Развивать умственные способности детей, групповую с ...
Социокультурная теория
личности (Карен Хорни)
Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:
1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она ...
Психологические исследования личностных особенностей людей, способных к
генерации юмора
В психологической науке исследователями велась разработка тестов на генерацию юмора для изучения индивидуальных различий в способности создавать или генерировать юмор. Однако большинство из них было предназначено для использования в индивидуальных исследованиях и обычно они не были стандартизированы.
В некоторых из этих исследований из ...