ВведениеСтраница 1
«Настоящий профессионал» - не самый ли это высший титул из всех существующих на Земле? И когда он может быть присвоен человек? Ведь, согласно указанным требованиям, человек должен пройти непосредственно сам путь профессионала в деятельности, годами выдерживать соответствующий образ жизни, накопить достаточный опыт осмысления данной деятельности и в результате выработать теоретические концепции, которые, как выясняется, можно шлифовать бесконечно.
Р.Загайнов
Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.
Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остаётся актуальной и недостаточно разработанной.
Аксиому о том, что профессия человека накладывает в той или иной мере неизгладимый отпечаток на его сознание и жизнедеятельность, не оспаривали и не опровергали никогда. Все виды деятельности человека на поприще избранной им профессии могут и должны способствовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее нравственного и физического облика. Но специфика профессиональной деятельности, при определённых условиях, может вызвать развитие негативных явлений в психологической структуре личности, деформировать ее. Склонность к профессиональной деформации наиболее часто наблюдается у представителей профессий, обладающих властными полномочиями, работающих в сфере разрешения насущных жизненных проблем, от решений, воли которых зачастую зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь граждан. К таким профессиям относится профессия сотрудников органов внутренних дел.
В данной деятельности есть свои психотравмирующие факторы: опасность для жизни и здоровья (соматического, морального, психологического), виктимная предрасположенность труда, отрицательное влияние ненормальных людей («спецконтингент», преступники, рецидивисты, «бомжи» и др.), повышенная юридическая регламентация труда, подверженность многостороннему социальному контролю со стороны разных представителей государства и общества, недостаточное ресурсное обеспечение (в том числе – правовое), низкая степень социальной престижности статуса и работы, конфликтный характер взаимодействия с гражданами и др.
В современных условиях вопросы укрепления морально-психологического состояния и гражданско-психологического состояния и гражданско-правовой устойчивости сотрудников органов внутренних дел, нейтрализация негативного воздействия на них различных политических и экстремистских сил, формирования твердых знаний государственной политики, имеют высокий коэффициент актуальности.
Разработкой проблемы деформации правосознания юристов отечественная наука целенаправленно стала заниматься лишь с начала семидесятых годов. В последнее время интерес к данной проблеме заметно усилился. Глубокое и разностороннее изучение деформации профессионального правосознания следственных работников органов внутренних дел осуществлено в работах следующих российских ученых: С.П.Безносов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.Е. Орёл, А.Л. Свеницкий, Н.Л. Гранат и др.
Что касается данной темы дипломной работы, то в республике Беларусь занимаются исследованием психологического механизма, сущности и предупреждения профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел ученые А.В. Дулов, И.А. Кибак, Ю.А. Сиваков и др.
Отдельные аспекты данного предмета исследования рассматривали в своих трудах профессор Г.А. Зорин, Н.И. Порубов и Г.Г. Шиханцов.
Следует также отметить заинтересованность зарубежных ученых в исследовании обозначенной проблемы, таких как Ю.В. Александров (Украина), В.В. Куличенко (Украина), В.П. Столбовой (Украина), В.Е. Коновалова (Украина) А.Ф. Гранин (Украина), а так же Р.Конечный и М.Боцхал (Чехословакия), Д. Джонсон и Р. Грегори (США).
Таким образом, данная тема весьма актуальна и вызывает определенный интерес. А поскольку профессиональные деформации нарушают целостность личности профессионала, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности, то необходимо тщательно исследовать данную проблему с целью выявления всех возможных профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов, чтобы разработать эффективные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессиональных деформаций.
Изучение и разработка указанных проблемных вопросов настоящего предмета исследования требует решения следующих задач:
систематизировать данные, представленные в научной литературе, относительно психологических особенностей личностного и профессионального развития в период зрелости, то есть в период наибольшей трудовой активности.
Развитие личности
В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках.
1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни.
2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что с ...
Психология предумышленного преступного деяния (механизм преступного деяния)
Классификации личности преступников разрабатывали такие отечественные криминологи и психологи, как С.В. Познышев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, А.Г. Ковалев, А.И.Долгова, А.Ф. Лазурский, В.Д. Филимонов, П.С. Дагель, Ю.А.Воронин,
К.Е. Игошев, И.М. Миньковский, К.К.Платонов, А.Р. Ратинов, А.Д. Глоточкин, Ф.С. Мохов, Г.Г. Бочкарева, В.Г.Д ...
Сенсорные способности (восприятие)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С ...

