Введение
Страница 1

«Настоящий профессионал» - не самый ли это высший титул из всех существующих на Земле? И когда он может быть присвоен человек? Ведь, согласно указанным требованиям, человек должен пройти непосредственно сам путь профессионала в деятельности, годами выдерживать соответствующий образ жизни, накопить достаточный опыт осмысления данной деятельности и в результате выработать теоретические концепции, которые, как выясняется, можно шлифовать бесконечно.

Р.Загайнов

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.

Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остаётся актуальной и недостаточно разработанной.

Аксиому о том, что профессия человека накладывает в той или иной мере неизгладимый отпечаток на его сознание и жизнедеятельность, не оспаривали и не опровергали никогда. Все виды деятельности человека на поприще избранной им профессии могут и должны способствовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее нравственного и физического облика. Но специфика профессиональной деятельности, при определённых условиях, может вызвать развитие негативных явлений в психологической структуре личности, деформировать ее. Склонность к профессиональной деформации наиболее часто наблюдается у представителей профессий, обладающих властными полномочиями, работающих в сфере разрешения насущных жизненных проблем, от решений, воли которых зачастую зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь граждан. К таким профессиям относится профессия сотрудников органов внутренних дел.

В данной деятельности есть свои психотравмирующие факторы: опасность для жизни и здоровья (соматического, морального, психологического), виктимная предрасположенность труда, отрицательное влияние ненормальных людей («спецконтингент», преступники, рецидивисты, «бомжи» и др.), повышенная юридическая регламентация труда, подверженность многостороннему социальному контролю со стороны разных представителей государства и общества, недостаточное ресурсное обеспечение (в том числе – правовое), низкая степень социальной престижности статуса и работы, конфликтный характер взаимодействия с гражданами и др.

В современных условиях вопросы укрепления морально-психологического состояния и гражданско-психологического состояния и гражданско-правовой устойчивости сотрудников органов внутренних дел, нейтрализация негативного воздействия на них различных политических и экстремистских сил, формирования твердых знаний государственной политики, имеют высокий коэффициент актуальности.

Разработкой проблемы деформации правосознания юристов отечественная наука целенаправленно стала заниматься лишь с начала семидесятых годов. В последнее время интерес к данной проблеме заметно усилился. Глубокое и разностороннее изучение деформации профессионального правосознания следственных работников органов внутренних дел осуществлено в работах следующих российских ученых: С.П.Безносов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.Е. Орёл, А.Л. Свеницкий, Н.Л. Гранат и др.

Что касается данной темы дипломной работы, то в республике Беларусь занимаются исследованием психологического механизма, сущности и предупреждения профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел ученые А.В. Дулов, И.А. Кибак, Ю.А. Сиваков и др.

Отдельные аспекты данного предмета исследования рассматривали в своих трудах профессор Г.А. Зорин, Н.И. Порубов и Г.Г. Шиханцов.

Следует также отметить заинтересованность зарубежных ученых в исследовании обозначенной проблемы, таких как Ю.В. Александров (Украина), В.В. Куличенко (Украина), В.П. Столбовой (Украина), В.Е. Коновалова (Украина) А.Ф. Гранин (Украина), а так же Р.Конечный и М.Боцхал (Чехословакия), Д. Джонсон и Р. Грегори (США).

Таким образом, данная тема весьма актуальна и вызывает определенный интерес. А поскольку профессиональные деформации нарушают целостность личности профессионала, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности, то необходимо тщательно исследовать данную проблему с целью выявления всех возможных профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов, чтобы разработать эффективные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессиональных деформаций.

Изучение и разработка указанных проблемных вопросов настоящего предмета исследования требует решения следующих задач:

систематизировать данные, представленные в научной литературе, относительно психологических особенностей личностного и профессионального развития в период зрелости, то есть в период наибольшей трудовой активности.

Страницы: 1 2


Основные этапы формирования мышления
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной теме. В настоящее время существует несколько наиболее известных квалификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определённые отличия друг ...

Результаты.
Описанные методики позволяют нам составить общий психологический портрет воспитанника школы-интерната и выявить на его основе уровень социальной адаптации. Психологический портрет В результате исследования выявились доминирующие особенности в личностной структуре воспитанников школы-интерната. Учащиеся школы-интерната, имеют среднюю ...

Анализ документации на соответствие предъявляемым требованиям
В обязанности психолога входит ведение документации и своевременное заполнение отчётных материалов. Требования к количеству и содержанию основной документации определяет администрация учебного заведения. Основные документы психолога: Программа опытно-экспериментальной работы по конкретной, актуальной для данного учебного заведения тем ...