Информация » Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами » Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии. Теории коммуникации

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии. Теории коммуникации
Страница 4

о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;

о его физическом и психологическом состоянии;

об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях;

о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.:

о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе;

особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т.д.

К психологическим компонентам акта коммуникации прежде всего относятся коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационная сторона общения. Они определяют, что, зачем и почему хочет сообщить автор получателю, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение - это желание вступить в общение с другим человеком. Такое намерение присутствует у вас, когда вы приглашаете кого-то на прогулку, но отсутствует, если вы идете гулять в одиночку.

Замысел сообщения - это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения.

Цели сообщения обычно делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором, и более отдаленные, долговременные. Среди ближайших целей обычно выделяют интеллектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой. Также есть цели, связанные с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера, побуждение к действию. За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий сообщение. Это - более отдаленные цели коммуникации.

К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы. Статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание, как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека. Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.

Стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Оценивая речевой стиль человека, можно выделить людей, говорящих только в одном неизменном стиле. Они не способны проявить языковую гибкость и в любой ситуации говорят одинаково. Человек с высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится сохранить свой стиль общения в разных ситуациях, но, с другой стороны, может менять его в зависимости от обстоятельств общения. Также есть разные стили слушания - от умения (желания) до полного неумения (нежелания) слышать.

Страницы: 1 2 3 4 5


Виды толпы
Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракон и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в ...

Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в истории
Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе. В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда – оба сразу. Самые древние религии характеризуются дом ...

Результаты.
Описанные методики позволяют нам составить общий психологический портрет воспитанника школы-интерната и выявить на его основе уровень социальной адаптации. Психологический портрет В результате исследования выявились доминирующие особенности в личностной структуре воспитанников школы-интерната. Учащиеся школы-интерната, имеют среднюю ...