Информация » Психологический портрет врача » Экспериментальное исследование психологического портрета врача. Задачи, методы и организация исследования

Экспериментальное исследование психологического портрета врача. Задачи, методы и организация исследования
Страница 1

В рамках данного исследования нами было опрошено 60 человек, из них 30 женщин и 30 мужчин, в возрасте от 25 до 55 лет. Исследование проходило на базе БСМП, в хирургическом и гинекологическом отделении, г. Чебоксары. Наше исследование проходило в три этапа.

Аналитический этап

: основной целью данного этапа является выдвижение цели, гипотезы и задач экспериментального исследования, остановимся на них подробнее.

Целью данного экспериментального исследования являлось определение психологического портрета врача в зависимости от типа оказываемых им услуг. Выдвигаемая гипотеза исследования,

будем исходить из предположения о том, что:

1) врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии и самоактуализации, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания;

2) основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль и направленность на дело;

3) у врачей женщин наиболее явными характеристиками психологического портрета является высокий уровень эмпатии и направленности на дело, а у врачей мужчин преобладает высокий уровень самоактуализации и нормативность поведения.

Исходя из этого, нами поставлены следующие эмпирические задачи:

- выявить уровень эмпатии среди испытуемых;

- определить индивидуально-личностные характеристики среди испытуемых врачей;

- выявить уровень эмоционального выгорания среди испытуемых;

- определить общую направленность личности среди испытуемых;

- выявить уровень самоактуализации среди испытуемых;

- провести корреляционный анализ полученных результатов.

Диагностический этап

: в русле теоретических посылок, изложенных в первой и второй главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики нами были выбраны пять методик:

1) Диагностика уровня эмпатии, И.М. Юсупова [25] (Приложение 1).

цель данной методики:

позволяет выявить уровень эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. В отличие от других опросников, данная методика учитывает такое необходимое качество, как изучение уровня эмпатии в системе профессий «человек – человек». В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов. В процессе обработки данных позволяет выявить пять уровней развития эмпатии:

- очень высокий уровень эмпатийности;

- высокая эмпатийность;

- нормальный уровень эмпатийности;

- низкий уровень эмпатийности;

- очень низкий уровень эмпатийности.

2) Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, форма С [10] (Приложение 2).

цель данной методики:

направлена на выявления ряда индивидуально-личностных характеристик среди испытуемых, таких как:

- особенности коммуникативной сферы,

- эмоционально-волевая регуляция поведения,

- степень социальной адаптации,

- склонность к ассоциативному поведению,

- наличие эмоциональных, личностных проблем,

- лидерского, творческого потенциала.

Всего 16 факторов и четыре вторичных: тревога, экстраверсия – интроверсия, чувствительность и конформизм.

3) Опросник выявления эмоционального выгорания IMB, К. Маслача и С. Джексона [11] (Приложение 3).

цель данной методики:

методика направлена на выявления уровня эмоционального выгорания в профессиях типа «человек – человек», диагностирует три фазы синдрома эмоционального выгорания:

- эмоциональное истощение,

- деперсонализация

- и редукция личностных достижений.

Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы, и в какой фазе их наибольшее число.

4) Определение направленности личности, Б. Басса [52] (Приложение 4).

цель данной методики:

методика позволяет определить направленность личности в профессиональной деятельности. Диагностирует следующие виды направленности:

- направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Страницы: 1 2


Личность и самосознание
Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системны ...

Основное содержание диссертации
Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно недостаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений. Теоретический анализ философских (С. Кьеркегор ...

С указанным законом связан весьма знаменитый парадокс, который в студенческой среде называется «пятерки кончились»
Это выражение не совсем верно отражает суть проблемы, так как кончиться могут и двойки, но довольно наглядно вскрывает взаимосвязь между качеством и количеством оценок на экзамене. Итак, рассмотрим, что же происходит, когда экзамен принимает доброжелательный, спокойный и позитивно настроенный преподаватель. Первые отвечающие, как прави ...