Теоретические подходы к исследованию общения в
социальной психологии. Теории коммуникацииСтраница 3
Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет аристотелевский принцип картины мира на "системный подход".
В последние десятилетия в мировой психологической науке возрос интерес к невербальным средствам общения, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Невербальное общение - это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Основными средствами, которыми обладает "язык тела", являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, пространственное поведение, характеристики голоса.
Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики наделяют человека способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации может осуществляться на бессознательном и подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности использования понятия "общение", так как при языковом и речевом общении этот процесс так или иначе осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие "невербальное поведение", понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.
Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т.д.
Каждый может проверить эти вопросы на себе, вспомнив, какими жестами и как он пользуется в процессе общения с другими.
Особенности невербального общения. Уже отмечалось, что невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому надо добавить еще и такую его особенность как намеренность и ненамеренность. Хотя в подавляющем большинстве обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознают или мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия
Функции невербальных способов общения. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций. Невербальное общение позволяет передать информацию:
Когнитивная психология
(Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...
Методы борьбы с организованной преступностью
Организованную преступность делает такой прибыльной и безнаказанной коррупция. Следовательно основным методом борьбы с ОП является борьба с коррупцией. Широко распространено мнение, что виной всему экономические трудности: достаточно поднять зарплаты государственным служащим и проблема будет решена. Но это не так. Важно чтобы зарплата н ...
Психологическое обеспечение педагогического процесса. Конспект
урока по русскому языку (5-й класс)
Тема:
Изложение по рассказу «Березка» (на подготовку и написание изложения отводится два урока).
Тип урока
Применение знаний на практике.
Задачи:
Образовательные:
учить правильному и последовательному построению предложений;
дать учащимся новые сведения о березе и той пользе, которую приносит это дерево;
Коррекционно-развивающие ...

