Информация » Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами » Теоретический обзор проблем общения невротических больных. Общая психологическая характеристика больных с невротическими расстройствами

Теоретический обзор проблем общения невротических больных. Общая психологическая характеристика больных с невротическими расстройствами
Страница 12

Второй по значимости после неврастении. Для него характерны внушаемость и самовнушаемость. Этим объясняются многообразие и изменчивость истерических расстройств. За свою многоликость истерия получила характерные названия: "хамелеон", "великая симулянтка".

P. Janet, выделяя основные симптомы истерии (сужение сознания до возможности восприятия только узкого круга переживаний, отрыв идей и целых функций от остальной личности и в связи с этим неспособность ее к синтезу), приписывает решающую роль особой истерической конституции.

E. Kraepelin считал, что для истерии характерно распространение эмоций на психическую и соматическую сферу и превращение их в симптомы болезни, которые соответствуют "искаженным и преувеличенным формам душевных волнений". У истерической личности, в результате лабильности всей психической деятельности, подобные нарушения возникают очень легко и при ничтожных поводах закрепляются. Крепелин оценивал эти особенности психики как своеобразные приспособительные формы защиты.

К. Bonhoeffer предложена так называемая теория желания истерии, которая основывается на том, что при истерических расстройствах всегда имеется "желание болезни". Это в значительной мере объясняет нарочитый, показной характер изображения страданий. Клинические наблюдения подтверждают, истерические расстройства представляют собой защитную реакцию личности в ответ на непереносимую для нее ситуацию.

Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмоций, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным реакциям со слезами, часто переходящими в рыдания. В интеллектуальной деятельности появляются черты "эмоциональной логики", в поведении - элементы демонстративности, театральности со стремлением любой ценой привлечь к себе внимание.

Депрессивный невроз (невротическая депрессия)

В отечественной литературе данный термин широко использовался, однако трактовка его неоднозначна. Одними авторами он понимался как самостоятельная форма невроза. Другими авторами под термином "неврологическая депрессия" понимается депрессивная симптоматика невротического уровня, наблюдающаяся при неврозах и неврозоподобных состояниях, третьими выделяется депрессивный невроз, рассматриваемый как синоним невротической депрессии.

А.Т. Веск трактует депрессивный невроз как последствие активации отрицательных когнитивных типов (негативное отношение к себе, к миру и к будущему. У больных этого варианта невроза иногда отмечалась двигательная заторможенность, ощущение неловкости в руках, тоскливый аффект, отмечались нарушения чувства времени, элементы психической анестезии.

Психогенная ситуация обычно представляла собой конфликт, но он редко отражался в высказываниях больных. Плохое настроение объяснялось ими как результат физического недомогания или связывалось с какой-то недавней неприятностью, но не с основной травмирующей ситуацией. Большинство пациентов страдали нарушениями сна. Сердцебиения, боли в области кишечника или иные вегетативные расстройства фиксировались и приводили к бессоннице. Частым симптомом является слезливость. Часто она бывает тем симптомом, который заставляет больных обращаться за помощью. По утрам больные обычно испытывают чувство разбитости. В таком состоянии трудно заставить себя приступить к деятельности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Анализ и обсуждение результатов
В результате экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности, под которой подразумевается преднамеренное вербальное или невербальное использование спонтанного юмора в ходе социальных взаимодействий [11], мы получили три группы испытуемых (таблицы 2 и 3): 1) испытуемые, обладающие высоким уровнем развития способности к гене ...

Агрессия как черта характера, как агрессивного поведения.
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации. Большинство современн ...

Организация психологической службы в школе. Анализ работы психологической службы в школе
Требования к организации психологической службы в школе Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в школе. Психолог в учебно-воспитательном учреждении является равноправным членом педагогического коллекти ...