Информация » Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами » Теоретический обзор проблем общения невротических больных. Общая психологическая характеристика больных с невротическими расстройствами

Теоретический обзор проблем общения невротических больных. Общая психологическая характеристика больных с невротическими расстройствами
Страница 12

Второй по значимости после неврастении. Для него характерны внушаемость и самовнушаемость. Этим объясняются многообразие и изменчивость истерических расстройств. За свою многоликость истерия получила характерные названия: "хамелеон", "великая симулянтка".

P. Janet, выделяя основные симптомы истерии (сужение сознания до возможности восприятия только узкого круга переживаний, отрыв идей и целых функций от остальной личности и в связи с этим неспособность ее к синтезу), приписывает решающую роль особой истерической конституции.

E. Kraepelin считал, что для истерии характерно распространение эмоций на психическую и соматическую сферу и превращение их в симптомы болезни, которые соответствуют "искаженным и преувеличенным формам душевных волнений". У истерической личности, в результате лабильности всей психической деятельности, подобные нарушения возникают очень легко и при ничтожных поводах закрепляются. Крепелин оценивал эти особенности психики как своеобразные приспособительные формы защиты.

К. Bonhoeffer предложена так называемая теория желания истерии, которая основывается на том, что при истерических расстройствах всегда имеется "желание болезни". Это в значительной мере объясняет нарочитый, показной характер изображения страданий. Клинические наблюдения подтверждают, истерические расстройства представляют собой защитную реакцию личности в ответ на непереносимую для нее ситуацию.

Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмоций, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным реакциям со слезами, часто переходящими в рыдания. В интеллектуальной деятельности появляются черты "эмоциональной логики", в поведении - элементы демонстративности, театральности со стремлением любой ценой привлечь к себе внимание.

Депрессивный невроз (невротическая депрессия)

В отечественной литературе данный термин широко использовался, однако трактовка его неоднозначна. Одними авторами он понимался как самостоятельная форма невроза. Другими авторами под термином "неврологическая депрессия" понимается депрессивная симптоматика невротического уровня, наблюдающаяся при неврозах и неврозоподобных состояниях, третьими выделяется депрессивный невроз, рассматриваемый как синоним невротической депрессии.

А.Т. Веск трактует депрессивный невроз как последствие активации отрицательных когнитивных типов (негативное отношение к себе, к миру и к будущему. У больных этого варианта невроза иногда отмечалась двигательная заторможенность, ощущение неловкости в руках, тоскливый аффект, отмечались нарушения чувства времени, элементы психической анестезии.

Психогенная ситуация обычно представляла собой конфликт, но он редко отражался в высказываниях больных. Плохое настроение объяснялось ими как результат физического недомогания или связывалось с какой-то недавней неприятностью, но не с основной травмирующей ситуацией. Большинство пациентов страдали нарушениями сна. Сердцебиения, боли в области кишечника или иные вегетативные расстройства фиксировались и приводили к бессоннице. Частым симптомом является слезливость. Часто она бывает тем симптомом, который заставляет больных обращаться за помощью. По утрам больные обычно испытывают чувство разбитости. В таком состоянии трудно заставить себя приступить к деятельности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Норма и патология
Роджерс сформулировал определенные общие принципы, в соответствии с которыми можно охарактеризовать человека как психически здорового. Главным критерием психического здоровья Роджерс считал полноценное функционирование . Это термин для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся ...

Приемы и методы, используемые на кружковых занятиях по живописи
1. Эмоциональный настрой Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. [25. С. 103] На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует вниман ...

Судебно-психологическая экспертиза суицида
Квитко Н.И. считает, что судебно-психологическую экспертизу по факту самоубийства можно рассматривать как одну из разновидностей межродовой судебно-психологической экспертизы, основанную на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов применения для исследования психической деятельности суицидента, окружавших его лиц и сви ...