Лечебно-охранительный режим невротических больных в
условиях стационараСтраница 4
Он перестает быть один, иные тоже страдают, а может быть даже и больше; в результате контакта с людьми, такими же как и он, т.е. больными, он возвращается в общественный круг.
Это взаимное воздействие больных имеет то преимущество над воздействием врачи, что в этом случае обе стороны - действующая и воспринимающая соединены общей судьбой, а при психотерапии действующая сторона всегда представляет мир здоровых людей, в каком-то смысле слова лучших, приспособленных к окружающей действительности. Поэтому трудно, иногда, врачу переломить невротический эгоцентризм больного. Эгоцентризм представляет собой специфическую защиту перед миром здоровых людей, в котором люди не страдают, не переживают таких страшных конфликтов, они счастливы. Этот завуалированный образ действительности защищает больного перед принятием ответственности за собственную судьбу: "я так страдаю, так несчастлив, как никто на свете", "никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, ведь никто так сильно не страдает". При таком восприятии себя и окружающего мира трудно больному объяснить, что иные тоже страдают и часто еще сильнее, что большинство его невротических страданий связано с его фальшивыми эмоциональными реакциями и что при определенном усилии он сам мог бы многое изменить.
Нельзя перекладывать ответственность за лечение на больного; врач должен принять на себя эту ответственность, хотя ему известно, что результат лечения зависит только от больного, т.е. от степени его изменения. По отношению к иным больным эгоцентрическое поведение больного теряет свой смысл. Они ни в чем не могут помочь, поскольку сами больны. Подчеркивание своих страданий, своей особенности тоже ничего не дает. По отношению к врачебному и иному больничному персоналу пациент может быть более требователен, так как считает, что "я больше страдаю, чем иные, и поэтому больше требую". Между собой больные чувствуют себя как среди своих; это уже не мир здоровых, обязанность которых спешить на помощь страдающим, но чего, к сожалению, этот мир не хочет сделать; окружающему миру.
Среди больных антагонизм исчезает; эти люди такие же как и больной. Они легче могут понять его, потому что сами страдают, они тоже выбились из колеи нормальной жизни.
Безусловно, в этих взаимных контактах могут быть и отрицательные стороны, когда больные пугают один другого опасностью своих болезненных симптомов. Однако превалируют положительные аспекты. Часто невротический больной после нескольких часов, дней или недель пребывания в отделении поправляется, а это улучшение его состояния необходимо приписать психотерапевтическому воздействию атмосферы отделения. Действует и изоляция от невротической внешней среды - домашней или рабочей. Это улучшение более выражено, чем в тех случаях, когда больной выезжает в дом отдыха или в санаторий. Существенную роль играет не столько изменение окружения, сколько само отделение. Эти первые сигналы улучшения появляются иногда раньше, чем персонал приступает к психотерапевтическому или фармакологическому лечению, и этот факт связан с изменением эгоцентрического поведения больного. Больной уже не один на свете среди так наз. здоровых людей, сильных, приспособленных; больной не зовет их на помощь, не просит ни о чем. Одинокое "я" изменяется на "мы". Большинство вопросов между больными, имеющих важное значение для лечебных результатов, разрешается вне участия врачебного персонала. Больше видит средний медицинский персонал, поскольку чаще встречается с больными.
Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование
уровня эмпатии
Опишем результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня сопереживания среди испытуемых врачей, для этих целей мы использовали методику «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 1, индивидуальные п ...
Индивидуальный календарный план работы прохождения практики
13.09.10
14.09.10
15.09.10
16.09.10
17.09.10
Ознакомление с программой практики, разработка и утверждение индивид, плана прохождения практики
Знакомство кабинетом психолога, подготовка психолого-педагогического инструментария Составление характеристики кабинета психолога, инструментария
Изучение психолого-педаг ...
Антонова
694
0.5
2
Буранова
621
0.5
3
Витовская
1232
0.9
4
Волкова
938
0.7
5
Гитова
663
0.5
6
Головин
0
0
7
Горбань
1006
0.8
8
Замулина
827
0.6
9
Каргапольцев
399
0.3
10
Карпухина
1114
0.8
11
Кузнецов
891 ...