Результаты исследования и их обсуждение.Страница 1
Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно работающих психологов (приложение 2).
Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:
· умение активно слушать
· тактичность
· личная ответственность
· умение понимать последствия своего влияния
· умение понятно говорить
· доброжелательность
Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта является умение активно слушать.
В настоящее время очень много говорят о необходимой подготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. Однако результаты исследования анкет независимых экспертов говорят о максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором (психолог должен иметь данное качество в значительной степени):
· максимальные 9 выборов из 14 экспертов – практика с супервизором
По остальным параметрам мы наблюдаем
неоднозначную картину, среди экспертов нет единодушия.
Качеством, которым психолог не должен обладать вообще, названа:
· склонность к доминированию
Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной выборке в отдельном исследовании.
По мнению студентов пятого курса вечернего
отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова психолог-консультант должен обладать следующими качествами в полной мере, им присвоен максимальный индекс "5" по пятибальной шкале:
· умение активно слушать
· умение понимать последствия своего влияния
· профессионализм
· уверенность в себе
· здравый смысл
Сравнивая ответы продуктивно работающих
психологов и студентов пятого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова (приложение 3) мы видим, что умение активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для продуктивной коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
По индексу "4" – психолог должен иметь данное качество в значительной степени, у экспертов и студентов пятого курса взгляды разошлись в виду различного, профессионального консультативного опыта.
Рассмотрим результаты анализа анкет студентов пятого курса на предмет качеств, которые должен иметь психолог-консультант в значительной степени:
· открытость переживанию
· гибкость
· работоспособность
Такое качество как склонность к доминированию также названо нежелательным для коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Теперь обсудим результаты опроса студентов первого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова (приложение 4).
Психолог должен обладать данным качеством в полной мере:
· умение понятно говорить
· профессионализм
· здравый смысл
· внимательность
· умение активно слушать
Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или
схему - рисуйте, не задумываясь
Ничто так не «поднимает» абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график. Особенно удачно выглядит рисование графика не заранее, а по ходу ответа. Тем самым вы показываете свободное владение темой и демонстрируете высокий уровень абстрактного мышления. Ваши слова экзаменатор может забыть (тем более, если он слушал вас ...
Конспект индивидуальной консультации для родителей
Родительница ребенка Исуповой Риты ученицы 2 класса школы – интерната обеспокоена, тем, что ребенок очень тревожен, неуверен, частая смена настроения.
Проблема: высокая тревожность.
Рекомендации маме ребенка:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще исп ...
Исследование конфликтности у подростков
На первом этапе исследовался общий уровень агрессивности и конфликтности, а также выявлялись конкретные виды агрессивных тенденций, вызывающие конфликты по методике А. Басса - А. Дарки. Результаты представлены в таблице № 1 приложения 1 и диаграммах № 1,2.
Диаграмма 1
Агрессивность подростков по методике А. Баса-А. Дарки
По результ ...