Информация » Психологический портрет врача » Теоретические аспекты изучения проблемы психологического портрета врача. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача

Теоретические аспекты изучения проблемы психологического портрета врача. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
Страница 3

По мнению И.В. Мохиной, русским клиницистам удалось обосновать основные принципы индивидуального подхода к больным, как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования [62, с. 18].

Исходя из основных положений медицины, деонтологии деятельности врача и психологии К.К. Платоновым была предпринята эмпирическая типология личности врача, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями. В зависимости от направленности личности автор определил три типа врачей-специалистов:

- врач, ориентированный на разнообразные ценности;

- врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;

- врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Также им была предпринята попытка определения направленности личности врачей исходя из их индивидуально-психологических характеристик:

- врач, ориентированный на разнообразные ценности;

- врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;

- врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Предложенная К.К. Платоновым типология личности врача основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что его работа была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода [71, с. 172 – 176].

И.И. Косарев подчеркивает, что подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивались в отечественной медицине как норма поведения врача [46, с. 36]. С.Л. Соловьева также подчеркивает, что к специфическому содержанию профессиональной врачебной деятельности добавляется характерная для России особенность, связанная с тем, что врач вынужден выполнять профессиональные обязанности не только находясь на работе, в отведенном для этого месте, в отведенное для этого время, но практически всегда и везде, где окружающие информированы о его профессиональной принадлежности. При этом к наиболее профессионально значимым психологическим качествам врача относятся следующие его свойства: коммуникативная компетентность, аффилиация, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, сенситивность отвержению и уверенность в себе [88, с. 28].

Таким образом, на протяжении многих веков и по сей день, профессия врача остается самой почитаемой и необходимой. Между тем, она предъявляет к медицинскому работнику свод этических принципов и требований, так как на нем лежит огромная ответственность за жизнь и охрану здоровья людей. А это, в свою очередь, подразумевает под собой наличие у врача определенных индивидуально-психологических особенностей, таких как сострадание, терпение и спокойствие, умение найти правильный подход к каждому больному.

Страницы: 1 2 3 


Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При ...

Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.
Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии: 1) Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое пр ...

Рекомендации
1. Определение уровня социальной адаптации и личностного развития детей в условиях интернатных учреждений. - определение уровня социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома; - подбор более современных и эффективных методик на определение уровня социализации и личностного развития; - изучение специальной психолого-педа ...