Информация » Психологический портрет врача » Влияние профессионально-этических требований на личность врача

Влияние профессионально-этических требований на личность врача
Страница 1

Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом наличие определенных профессиональных предписаний может сформировать структуру личности.

По мнению Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц изучение профессиональных требований на личностные особенности в научной психологии рассматривается не в первый раз. Профессионально-этическая система требований и его влияние на личностное формирование в профессиональной деятельности врача исходит из основных положений врачебной деонтологии – учении о принципах должного во врачебной деятельности. Существование данных предписаний на личность связана с изменением и влиянием сферы морального сознания, которая в последующем оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста [2, с. 91 – 100].

Рассмотрим основные положения медицинской деонтологии. Здесь речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием – для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его. Е.К. Веселова подчеркивает, что деонтология врача это «учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом» [17, с. 112 – 115].

Врачебная деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений. Врачебная (медицинская) деонтология включает в себя следующие разделы конкретных знаний:

- взаимоотношение врача с обществом (государством);

- принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и окружающим его людям, в первую очередь к близким родственникам;

- взаимоотношения врачей меду собой и с другими медицинскими работниками [99, с. 212 – 214].

Все эти разделы взаимосвязан. Однако решающим фактором, который определяет взаимоотношения врача больным и его родственниками, коллегами и другим медицинским персоналом, являются положением врача в обществе. Вследствие этого влияние основных предписаний представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, медицинских знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности [82, с. 131]. Врачебная деонтология в широком смысле – это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для защиты психики больного, его близких и окружающих, правильной организации лечебного процесса, полного использования всех возможностей при оказании помощи больному [77, с. 130 – 132].

По мнению Роберт Эммонс мораль, будучи формой общественного сознания, определяется общественным бытием, то есть мораль всегда социально обусловлена. Поэтому задачи врачебной этики состоят не только в том, чтобы установить свод нравственных критериев и требований к врачебному персоналу, но и в том, чтобы определить, при каких социальных условиях возможно их осуществление. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, так как этика врача – это прежде всего этика гражданина данного государства [81, с. 116 – 118].

Страницы: 1 2 3


Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе» 1. Мотивационная готовность. Цель: выявление отношения детей к школе и учению. Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику. Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний ...

Приложения
Методика диагностики направленности мышления 1.Вам больше подходит работа, заключающаяся в : А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей Б) создании полезных продуктов- удобных и надёжных 2.Ваше хобби больше связано: А) с получением знаний, открытием чего-либо нового (чтение, путешествия) Б) с созданием определё ...

Констатирующий эксперимент
Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов. Предметом исследования являлись личностные гендерные характеристики студентов. Объект исследования – 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия). Гипотеза исследования: чем выше кон ...