Психоанализ
Страница 2

- стремление изменить мир вокруг себя;

- ориентация на любовь как центр всего мира.

Итак, программа того, как сделаться счастливым, к осуществлению которой побуждает нас принцип удовольствия, не может быть реализована. И тем не менее мы не прекращаем усилия, выбирая какие-либо пути стремления к наслаждению. Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.

Сублимация первичных позывов - особенно ярко выраженная черта культурного развития – именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной и идеологической – играть в культурной жизни столь значительную роль.

Отказ от первичных позывов – является доминирующим в области социальных отношений – здесь причина враждебности, с которой приходится бороться.

В силу изначальной враждебности людей другу другу, культурному обществу постоянно грозит развал". (Фрейд З. Неудовлетворенность культурой)

Данные идеи впоследствии были развиты Э. Фроммом в работах "Бегство от свободы", "Человек для себя" и т.д.

Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его "животной природой" и антагонистическими ей социальными условиями.

Ключевые понятия ортодоксальной теории групповой динамики:

· десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и

· идентификация с лидером группы (подобно тому, как в семье ребенок идентифицируется с родителем того же пола), что обусловливает стремление походить на него.

Основные психоаналитические теории:

1. Теории неопсихоанализа (работы Э. Фромма, Дж. Салливана), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).

Э. Фромм пишет, что в процессе жизни человек на различных уровнях вступает в различные взаимоотношения с миром:

1) посредством овладения вещами и их ассимиляции;

2) посредством отношения с людьми и с самим собой.

Первый упомянутый уровень он называет процессом ассимиляции; упомянутый последним – процессом социализацией. Обе формы взаимодействия носят открытый характер, они не задаются инстинктивно, как в случае с животными. Человек может овладевать вещами, получая или беря их из внешних источников, либо производя их посредством своих собственных усилий. Но человек должен овладевать вещами и затем как-то их ассимилировать, для того чтобы удовлетворить все свои запросы и потребности. Более того, человек не может жить в изоляции от других людей. Для нормального существования человеку нужны связи с другими людьми. Человек должен объединяться с другими для того, чтобы защитить свою жизнь, для того, чтобы трудиться, для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, для игры, для воспитания потомства, для того, чтобы передавать кому-то накопленные знания и опыт и материальную собственность. Но, кроме того, он по необходимости связан с другими людьми, будучи частью некоторой группы. Полная обособленность для нормального человека, здорового психически, представляется невыносимой и несовместимой.

Ориентации, при помощи которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Характер дает индивиду возможность действовать правильно и "разумно". Характер предоставляет индивиду основу для приспособления в обществе. Характер ребенка представляет собой слепок

Э. Фромм ввел понятие социального характера, который он определяет как "совокупность черт характера, общую для большинства членов данной социальной группы и возникшую в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Фромм утверждает, что социальный характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Теория Э. Фромма выходит также за границу психоанализа. Поздние работы философа Фромма являются уже по сути гуманистическими (например, "Искусство любить")

Страницы: 1 2 3


Типы конструктов.
Личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они формируют над своими элементами. 1. Учредительный конструкт. Стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, т.е. то, что попало в одну квалификацию, исключается из другой. Учредительную интерпретацию можно срав ...

Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и феменинные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения. Этапы исследования: 1-й этап: констатирующий эксперимент, направленный на изучение ге ...

Механизм эффективного внушения
Вообще говоря, внушение есть один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ведома и согласия. Для выяснения сущности внушения мы должны иметь в виду, что наше восприятие может ...