Психоанализ
Страница 2

- стремление изменить мир вокруг себя;

- ориентация на любовь как центр всего мира.

Итак, программа того, как сделаться счастливым, к осуществлению которой побуждает нас принцип удовольствия, не может быть реализована. И тем не менее мы не прекращаем усилия, выбирая какие-либо пути стремления к наслаждению. Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.

Сублимация первичных позывов - особенно ярко выраженная черта культурного развития – именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной и идеологической – играть в культурной жизни столь значительную роль.

Отказ от первичных позывов – является доминирующим в области социальных отношений – здесь причина враждебности, с которой приходится бороться.

В силу изначальной враждебности людей другу другу, культурному обществу постоянно грозит развал". (Фрейд З. Неудовлетворенность культурой)

Данные идеи впоследствии были развиты Э. Фроммом в работах "Бегство от свободы", "Человек для себя" и т.д.

Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его "животной природой" и антагонистическими ей социальными условиями.

Ключевые понятия ортодоксальной теории групповой динамики:

· десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и

· идентификация с лидером группы (подобно тому, как в семье ребенок идентифицируется с родителем того же пола), что обусловливает стремление походить на него.

Основные психоаналитические теории:

1. Теории неопсихоанализа (работы Э. Фромма, Дж. Салливана), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).

Э. Фромм пишет, что в процессе жизни человек на различных уровнях вступает в различные взаимоотношения с миром:

1) посредством овладения вещами и их ассимиляции;

2) посредством отношения с людьми и с самим собой.

Первый упомянутый уровень он называет процессом ассимиляции; упомянутый последним – процессом социализацией. Обе формы взаимодействия носят открытый характер, они не задаются инстинктивно, как в случае с животными. Человек может овладевать вещами, получая или беря их из внешних источников, либо производя их посредством своих собственных усилий. Но человек должен овладевать вещами и затем как-то их ассимилировать, для того чтобы удовлетворить все свои запросы и потребности. Более того, человек не может жить в изоляции от других людей. Для нормального существования человеку нужны связи с другими людьми. Человек должен объединяться с другими для того, чтобы защитить свою жизнь, для того, чтобы трудиться, для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, для игры, для воспитания потомства, для того, чтобы передавать кому-то накопленные знания и опыт и материальную собственность. Но, кроме того, он по необходимости связан с другими людьми, будучи частью некоторой группы. Полная обособленность для нормального человека, здорового психически, представляется невыносимой и несовместимой.

Ориентации, при помощи которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Характер дает индивиду возможность действовать правильно и "разумно". Характер предоставляет индивиду основу для приспособления в обществе. Характер ребенка представляет собой слепок

Э. Фромм ввел понятие социального характера, который он определяет как "совокупность черт характера, общую для большинства членов данной социальной группы и возникшую в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Фромм утверждает, что социальный характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Теория Э. Фромма выходит также за границу психоанализа. Поздние работы философа Фромма являются уже по сути гуманистическими (например, "Искусство любить")

Страницы: 1 2 3


Процесс формирования брачных ритуалов. Взгляд этологов на предбрачный период. Ухаживание
Может быть, кто-то считает, что в мире животных все так устроено, что самка откликается на призыв любого самца . Иногда это действительно так, но очень часто самки являются весьма и весьма «разборчивыми невестами» и не идут с «первым встречным». Кроме того, нужно отметить, что в мире животных так устроено, то выбирает самца чаще всего и ...

План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей
Цель работы Название деятельности Объект деятельности Сроки Оформление родительских уголков в классах, фойе. «Рекомендации по успешной 1 кл. октябрь Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и личностного адаптации ребёнка к школе». «Возрастные психолог ...

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся ...