Информация » Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях » Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознании
Страница 2

Стереотипы имеют следующие функции:

1)обобщающая функция, (упорядочивание информации);

2) аффективная функция (противопоставление «своего» и «чужого»);

3)социальная функция (разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»), выполнение которых приводит к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемых мужчине и женщине:

Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностью и конкретностью.

Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть-подчинение.

Порядок – хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.

Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.

Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.

Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.

Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

• «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;

• «Принятие решений – мужское дело»;

• «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;

• « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»

• «Бабы – дуры» и т.п.

Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Дополнительные вопросы - это ваш шанс!
Практически никогда экзамен не обходится без дополнительных вопросов и уточняющих замечаний экзаменатора. Для многих сдающих они представляют серьезную опасность. Если в ходе ответа они более или менее успокоились, с помощью своих записей успешно раскрыли тему, то, как только начинаются дополнительные вопросы, они порой не могут сказать ...

План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей
Цель работы Название деятельности Объект деятельности Сроки Оформление родительских уголков в классах, фойе. «Рекомендации по успешной 1 кл. октябрь Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и личностного адаптации ребёнка к школе». «Возрастные психолог ...

Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора
В качестве психологических характеристик человека-оператора, осуществляющего управляющие функции в системе «человек—машина—среда», рассматриваются показатели, которые определяют процессы приема, переработки и передачи информации, а также индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомотор ...