Информация » Сенсорное развитие детей с нарушением речи » Сравнительный анализ сенсорного развития детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи

Сравнительный анализ сенсорного развития детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи
Страница 3

Исходя из таблицы 20, можно сделать вывод, что количество выявленных при тестировании с помощью методики «Тест с геометрическими фигурами» детей с очень высоким уровнем развития восприятия формы предмета в контрольной группе – 11 человек, в экспериментальной группе таких детей нет; с высоким – на 9.

Количество выявленных в экспериментальной группе детей с очень низким уровнем развития восприятия формы предмета, выявленных при тестировании с помощью методики «Тест с геометрическими фигурами» – 8 человек, с низким –10, со средним –2. В контрольной группе детей с таким уровнем восприятия формы предмета не выявлено.

Это связано с тем, что дети с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития) не могут воспринимать форму предметов так ясно, как дети без речевой патологии.

Данный факт подтверждается исследованиями специалистов в области сенсорного развития [32].

Изобразим результаты обследования графически (рис. 4).

Рис. 4. Уровень развития восприятия формы предмета детей контрольной и экспериментальной групп

На рисунке 4 видно, что у детей контрольной группы наблюдается преобладание очень высокого и высокого уровня развития восприятия формы предмета. В то время как у детей экспериментальной группы наблюдается значительное преобладание среднего, низкого и очень низкого уровня развития восприятия формы предмета.

Таким образом, результаты тестирования, направленного на выявления уровня развития восприятия формы предмета, в экспериментальной группе ниже показателей детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на сенсорное развитие детей в сфере восприятия формы предметов.

Составим сводную таблицу выявленных в обеих группах уровней пространственного восприятия детей по методике «Чем залатать коврик?» (см. табл. 8 и 16) (табл. 21).

Таблица 21. Уровень развития пространственного восприятия детей контрольной и экспериментальной групп

Уровень развития пространственного восприятия

Методика

«Чем залатать коврик?»

Количество детей контрольной группы

Количество

детей экспериментальной группы

Очень высокий

11

0

Высокий

9

0

Средний

0

2

Низкий

0

10

Очень низкий

0

8

Количество выявленных в контрольной группе детей с очень высоким уровнем развития пространственного восприятия при тестировании с помощью методики «Чем залатать коврик?» составило 11 человек, с высоким – 9 человек. В экспериментальной группе детей с очень высоким и высоким уровнем развития пространственного восприятия не выявлено.

Детей со средним, низким и очень низким уровнем развития пространственного восприятия в контрольной группе при тестировании с помощью методики «Чем залатать коврик?» не выявлено. В экспериментальной группе со средним уровнем развития выявлено 2 человека, с низким – 10 человек, с очень низким – 8 детей.

Изобразим результаты обследования графически (рис. 5).

Рис. 5. Уровень развития пространственного восприятия детей контрольной и экспериментальной групп

На рисунке 5 видно, что в основном дети контрольной группы обладают очень высоким и высоким уровнем развития пространственного восприятия, дети экспериментальной группы – очень низким и низким.

Таким образом, результаты тестирования пространственного восприятия в экспериментальной группе ниже результатов детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на развитие пространственного восприятия детей.

Таким образом, выдвинутые в настоящем исследовании гипотезы нашли свое подтверждение.

1. Уровень развития цветового восприятия у детей с ОНР (третий уровень речевого развития) ниже, чем у детей без речевых патологий: средний балл при тестировании цветового восприятия детей экспериментальной группы составил 2,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (4,8 балла) на 2,35 балла. У детей экспериментальной группы с очень низким и с низким уровнем развития восприятия при выполнении задания возникали сложности в определении цвета карандаша, у детей со средним уровнем – в определении оттенка цвета в тех ситуациях, когда возникала необходимость выбирать оттенок среди карандашей одного и того же цвета. Данные тестирования подтверждают Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. [16].

Страницы: 1 2 3 4


Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ». 1. Общая организация урока. 1.1 Последовательность и распределение этапов по времени. Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов: - организационное начало урока; - повторение домашнего задания; - основной этап; ...

Понятие управления в социальной психологии
Психология управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей общение и взаимодействие людей в различных социальных структурах. Разработкой проблемы управления занимаются различные отрасли знаний: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Однако общая ...

Желание проявить себя
Многие замечания экзаменаторов можно объяснить лишь их стремлением высказать собственное мнение по спорному вопросу. Как ни странно, частота этих замечаний прямо пропорциональна силе и убедительности вашей аргументации. Существуют две причины, по которым у экзаменатора может возникнуть «желание проявить себя». Во-первых, ваш чересчур о ...