Формирующий эксперимент
Страница 3

это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник данного события. Стереотипное восприятие ведёт к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения.

Третий отрицательный эффект

заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют полоролевому стереотипу. Например, мужчины боятся проявлять мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-феменинности ассоциируются с женственностью, а женщины соответственно боятся проявления грубости, напористости, самостоятельности, считая их мужскими характеристиками.

Гендерные стереотипы существенно сужают возможность самореализации, саморазвития и самосовершенствования, вызывают внутренний конфликт, а по сути, являются простыми условностями.

Для подведения итогов и анализа эффективности проведённой формирующей работы испытуемым было предложено просмотреть составленный в самом начале типичный образ мужчины и женщины, и добавить, если появится желание, ещё какие-либо характеристики.

Данные совместных коррекционных воздействий (см. Таблицу №9).

Таблица 9 – Перечень дополнительных характеристик

Скорректированный образ мужчины (добавленные характеристики)

Скорректированный образ женщины (добавленные характеристики)

Понимающий

Активная

Заботливый

Решительная

Не должен быть компетентным во всех областях

Независимая

Способен к самораскрытию

Сильная личность

Может выражать нежные чувства, беспокойство, неуверенность в чём-то

Может быть лидером

Может не стремиться к соперничеству

Стремится к успеху

Может предпочитать спокойный образ жизни

Не должна быт внимательна к другим в ущерб себе

Не должен быть всегда Лидером

Может выбрать любую сферу самореализации

Сочувствующий

Внимательный

Высокий уровень конформности – 28%

Средний уровень конформности – 50%

Низкий уровень конформности – 22%

Как видно из представленного перечня, что у студентов были расшатаны традиционно сформированные под воздействием современного социального общества гендерные стереотипы, так как в скорректированных образах у мужчин достаточно широко представлены традиционно феменинные характеристики, а в образе женщины – «чисто мужские» качества.

В результате анализа данных констатирующего и формирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:

Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными ролям являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные. Направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики, это усиление у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.

Однако становление гендерной идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием гендерной роли и включённых в неё социальных стереотипов, представлений и ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, то есть из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно-осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок.

Страницы: 1 2 3 4


Научение через моделирование
Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков. С точки зрения Бандуры люди ф ...

Обсуждение результатов
Результаты обработки данных по методике «Распределение ролей в семье» (в том случае, когда тестировались оба супруга) говорят о том, что существует разница между НПС и ВПС по степени участия супругов в выполнении ролей организатора развлечений и организатора семейной субкультуры. Причем супруги из НПС считают, что в организации развлеч ...

Основные фазы любви
Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие — нет. Отношение к человеку в первом приближении, в решающей степени, зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о челов ...