Формирующий экспериментСтраница 3
это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник данного события. Стереотипное восприятие ведёт к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения.
Третий отрицательный эффект
заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют полоролевому стереотипу. Например, мужчины боятся проявлять мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-феменинности ассоциируются с женственностью, а женщины соответственно боятся проявления грубости, напористости, самостоятельности, считая их мужскими характеристиками.
Гендерные стереотипы существенно сужают возможность самореализации, саморазвития и самосовершенствования, вызывают внутренний конфликт, а по сути, являются простыми условностями.
Для подведения итогов и анализа эффективности проведённой формирующей работы испытуемым было предложено просмотреть составленный в самом начале типичный образ мужчины и женщины, и добавить, если появится желание, ещё какие-либо характеристики.
Данные совместных коррекционных воздействий (см. Таблицу №9).
Таблица 9 – Перечень дополнительных характеристик
|
Скорректированный образ мужчины (добавленные характеристики) |
Скорректированный образ женщины (добавленные характеристики) |
|
Понимающий |
Активная |
|
Заботливый |
Решительная |
|
Не должен быть компетентным во всех областях |
Независимая |
|
Способен к самораскрытию |
Сильная личность |
|
Может выражать нежные чувства, беспокойство, неуверенность в чём-то |
Может быть лидером |
|
Может не стремиться к соперничеству |
Стремится к успеху |
|
Может предпочитать спокойный образ жизни |
Не должна быт внимательна к другим в ущерб себе |
|
Не должен быть всегда Лидером |
Может выбрать любую сферу самореализации |
|
Сочувствующий | |
|
Внимательный |
Высокий уровень конформности – 28%
Средний уровень конформности – 50%
Низкий уровень конформности – 22%
Как видно из представленного перечня, что у студентов были расшатаны традиционно сформированные под воздействием современного социального общества гендерные стереотипы, так как в скорректированных образах у мужчин достаточно широко представлены традиционно феменинные характеристики, а в образе женщины – «чисто мужские» качества.
В результате анализа данных констатирующего и формирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными ролям являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные. Направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики, это усиление у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.
Однако становление гендерной идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием гендерной роли и включённых в неё социальных стереотипов, представлений и ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, то есть из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно-осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок.
Понятие гендера
В своих работах Ш. Берн [10, С. 256] подчёркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея проти ...
Общее понятие детской одаренности
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется л ...
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в первые дни его пребывания
в школе. Психолого-педагогическая характеристика
готовности детей к школе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компе ...

