Формирующий эксперимент
Страница 2

Главным итогом упражнения стало предположение, что в новом обществе будут созданы лучшие условия для самореализации каждого человека, что проблематика гендерного равенства важна как для женщин, так и для мужчин.

Основной упор на формирующем этапе проведения эксперимента был сделан на групповом взаимодействии, и следующим упражнением, разрушающим ложные гендерные представления, была проведена дискуссия о необходимости избавления от гендерных стереотипов, главной целью которой являлось их осознание.

Испытуемым было предложено описать существующие в современном обществе гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины (см. Таблицу №8).

Таблица 8 – Современные гендерные стереотипы

1. Замужество – признак «социальной нормы»

2. Женщина должна всегда хорошо выглядеть

3. Замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка

4. Мужчина может быть пьяным, и это его не портит

5. Женщина должна родить ребёнка

6. Женщина не должна стремиться овладеть типично мужской профессией

7. Мужчина добытчик

8. Мужчина защитник

9. Мужчина главнее, он продолжатель рода

10. Мужчина может / женщина должна

11. В своём поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине

12. Мужчины и женщины в своих отношениях видятся как сексуальные партнёры

13. Женщина должна быть сексуально привлекательной

14. Женщина должна выходить замуж девственницей

15. Ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине

16. Материнство – основа жизни женщины

17. Женщина не должна быть легко доступной, мужчина женщину должен завоёвывать.

На следующем этапе была проведена обобщающая дискуссия. Ключевые вопросы были следующие:

1. Необходимо ли избавляться от гендерных стереотипов?

2. Почему?

3. Что можно делать, чтобы освободиться от тех ограничений, которые накладывают гендерные стереотипы?

Затем анализировались механизмы действия гендерных стереотипов, которые были сформулированы студентами-испытуемыми следующим образом:

Социальный стереотип определяет способы восприятия человеком социальных явлений, а также его поведение в различных ситуациях. Индивид всегда стремится следовать социальному стереотипу, поскольку принимает его как истинное знание. Особенностью любого социального стереотипа является ограничения выбора субъекта в решении разных жизненных ситуациях, так как всегда содержит лишь ограниченное количество решений. Осознание гендерных стереотипов предоставляет человеку выбор. В каждой жизненной ситуации субъект свободно выбирает способы поведения независимо от того, насколько они соответствуют его гендерным стереотипам.

На завершающем этапе формирования проводилось упражнение – «Расшатывание стереотипов».

Работа строилась по принципу обсуждения по цепочке, когда каждый участник высказывает аргументы «за» и «против» возможных стереотипных эффектов.

В результате обсуждения, были выявлены следующие негативные эффекты гендерных стереотипов:

Первый отрицательный эффект

заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчёркиваются в гораздо большей степени, чем они существуют в действительности.

Второй отрицательный эффект –

Страницы: 1 2 3 4


Наводящие вопросы
Эти вопросы - почти подсказка, или, если хотите, ваше спасение. Хватайтесь за них, как утопающий за соломинку. Помните: об уровне ваших знаний экзаменатор будет судить по тому, насколько быстро вы сообразите, что от вас хотят услышать. ...

Невысказанные замечания
Это те замечания, которые экзаменатор не успевает (так как вы говорите слишком быстро) или не желает высказать. Такая ситуация весьма опасна: вы не видите препятствия и лишены возможности его нейтрализовать. Анализ. Экзаменатор не произнес ни слова, однако заметно, что он выражает сомнение и недовольство. Тактика. Необходимо снизить т ...

Эго-психология (Эрик Эриксон)
После смерти З. Фрейда многие пытались переосмыслить ортодоксальный психоанализ, чтобы показать значение его процессов и проследить их развитие. Одним из таких ученых был Эрик Эриксон. ...