Формирующий экспериментСтраница 1
Для проведения работы по расшатыванию искажённых гендерных представлений был проведён формирующий эксперимент.
Цель
– изменение традиционных ложных стереотипов о распределении социальных гендерных ролей.
В эксперименте принимали участие те испытуемые-студенты, у которых на этапе констатации наиболее ярко были представлены ложные гендерные стереотипы в структуре поведения (1,4,10,14).
Для формирующих воздействий была выбрана методика Л.С. Сафоновой.
Суть методики заключается в следующем: вышеуказанным студентам предлагалось составить типичный образ мужчины и женщины с использованием психосемантических характеристик гендерных проявлений.
Результат работы представлен в таблице №7.
Таблица 7 – Показатели типичных образов мужчины и женщины
Типичный образ мужчины |
Типичный образ женщины |
Сильный |
Женственная |
Мужественный |
Искренняя |
Честолюбивый |
Сострадательная |
Любит риск |
Заботливая |
Спортивный |
Внимательная |
Умный |
Умная |
Стремящийся к успеху |
Верная |
Стойкий |
Нежная |
Надёжный |
Тактичная |
Защитник |
Организованная |
Активный |
Ответственная |
Сильная Личность |
Хорошая хозяйка |
Лидер |
Любит детей |
Решительный |
Понимающая |
Серьёзный |
Профессионал |
Компетентный |
Как видно из представленной таблицы, мужчинам приписывались традиционно мужские качества, а женщинам – женские.
На следующем этапе формирования была использована методика, адаптированная Л.С. Штылевой – «Мозговой штурм» на тему: «Кто формирует и поддерживает гендерные стереотипы?».
Цель
– формирование представлений об институтах гендерной социализации и гендерных технологиях.
В результате группового обсуждения, были определены следующие факторы гендерной социализации: – традиции, культура (искусство и литература, кино, шоу-мероприятия, поп-музыка), религия и церковь, социальные группы (семья, друзья, сверстники, «улица», значимые взрослые); различные образовательные учреждения (дет. сад, школа, пров.-тех. училища, институты); СМИ.
На следующем этапе формирования была проведена дискуссия на тему «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?».
Цель
– побуждение участников к социальному проектированию, неизбежным этапом которого является гендерная экспертиза, развитие критического мышления.
Ход дискуссии: испытуемым было предложено представить и описать общество свободное от гендерных стереотипов. Затем в группе обсуждались отобранные студентами преимущества социального порядка для мужчин и женщин, для развития индивидуальности каждого члена общества.
Описывая идеальные представления гендерно-сбалансированного общества, испытуемые вышли за рамки традиционных полоролевых представлений, делая тем самым следующий шаг на пути расшатывания собственных стереотипов.
Организация и методы исследования. Методика
исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:
1. Социометрия.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.
Социометрия
- метод, разработанный Дж. Морено
. Эт ...
Функциональная автономия
В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:
1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли ...
Результаты констатирующего исследования
В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты.
Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1.
Протокол № 1
№
ФИО
Общая тревожность
Школьная тревожность
Самооценочная тревожность
Межличностная тревожность
Ма ...