Информация » Как подготовиться к ответу на экзамене » Как лучше говорить? Типы ответов

Как лучше говорить? Типы ответов
Страница 2

На самом деле большинство отвечающих «с листка» отличаются, как правило, глубокими знаниями, а отвечают так потому, что не могут справиться с волнением. Дело в том, что с усилением волнения объем внимания человека обычно сокращается. Психолог Истербрук, установивший в 1959 году функциональную зависимость между особенностями внимания и экзаменационной тревожностью, утверждает следующее: тревожность в ситуации экзамена зависит от возрастания взаимосвязанных угнетающих переживаний и мыслей, рождающихся от взгляда на собственные способности «со стороны». Эти переживания не только не вносят вклад в решение задания, но они и отвлекают внимание абитуриента от собственно ответа. В итоге сдающий оказывается просто не в состоянии оторвать взгляд от своих записей.

Если вы испытываете значительные трудности с изложением своих знаний во время устного экзамена, то вам необходимо серьезно заняться этой проблемой. Самый эффективный способ ее решения состоит в том, чтобы научиться без затруднений произносить небольшие монологи в присутствии нескольких человек. Если вы свободно и легко сможете привлечь их внимание своим рассказом, ничего страшного с вами на экзамене не случится. В противном случае попробуйте отработать промежуточные варианты: во время ответа смотрите не на экзаменатора, но и не на листок, а отведите взгляд немного в сторону или, читая свой ответ с листка, периодически поднимайте взгляд на преподавателя. Понаблюдайте, как читают текст профессиональные дикторы информационных телепрограмм.

Четвертый тип - «Эффектная концовка»

Эффектная концовка должна быть необходима при любом ответе, но в этом случае мы имеем в виду тот вариант, когда вам не удалось ни завязать диалог, ни добиться того, чтобы вас остановили. Следовательно, заканчивать ответ придется вам самим - и нужно делать это как можно эффектней. Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы плюс сложный вопрос экзаменатору - вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.

Следует учитывать, что внимание экзаменатора к вам во время ответа носит V-образный характер, то есть максимально в начале и в конце ответа. Поэтому удачное вступление и яркая концовка - залог высокой оценки.

Стандартная концовка, применяемая на экзамене по общественным дисциплинам,- это так называемая «связь с современностью». Способность «связать» с современностью тему вашего ответа говорит о том, что вы не только хорошо знаете предмет, но и способны применять свои знания на практике.

Пятый тип - «Квантовый выброс»

Человек не может в течение длительного времени воспринимать информацию на одном и том же уровне. Подъемы и спады внимания со стороны экзаменатора неизбежны. Поэтому полезно «разбить» свой ответ на несколько частей. Содержание каждой части должно носить примерно следующий характер: определение, утверждение, затем аргументация, доказательства, далее примеры, факты и в конце фрагмента - выводы, повторение основных положений. Между этими частями ответа необходимо выдерживать небольшие паузы.

Этот тип ответа мы рекомендуем применять при следующих условиях: структура вопроса предполагает деление его на несколько частей; вопрос относительно сложный, и его необходимо рассматривать постепенно; экзаменатор - человек флегматичный, педантичный и уравновешенный, не любит спешки и уважает рассудительность и последовательность; экзаменатор - человек преклонного возраста.

В последнем случае преподавателю тяжело оценивать объем информации, и, чтобы его внимание не «отключалось», необходимо делать паузы. Тем самым вы создадите предпосылки для адекватной оценки ваших знаний. Кроме того, ваш последовательный ответ произведет на экзаменатора более благоприятное впечатление. Дело в том, что у пожилых людей постепенно снижается скорость мыслительных процессов, зато возрастает объем знаний. Соответственно у них неизбежно меняется иерархия ценностей: в большей степени предпочтение отдается опыту, а не сообразительности. Если 20 лет назад такой преподаватель охарактеризовал бы «идеального абитуриента» как подвижного, смышленого, схватывающего все на лету, то сейчас для него эта характеристика сводится к вдумчивости, рассудительности, последовательности.

Страницы: 1 2 3


Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
Теория межполушарного взаимодействия — система нейропсихологических взглядов о закономерностях, механизмах, способах, этапах и формах протекания и отреагирования многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека. В двух полушариях нашего мозга информация перерабатывается по-разному. Начало этой драмы датируется ...

Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности. Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...

Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе К. Томас делает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях - изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить. ...