Природа человекаСтраница 1
Многочисленные теории личности во многом расходятся в определении основных механизмов функционирования психики человека. Поэтому можно определить ряд критериев и рассматривать каждую теорию личности в соответствии с ними.
1. Свобода – детерминизм. Вопрос о том, насколько поведение человека обусловлено внутренней свободой, а насколько определяется внешними факторами и жизненным опытом остается открытым на протяжении веков. На него пытались ответить философы, социологи, религиозные деятели и т.д.
Теории личности в значительной степени расходятся во взгляде на этот вопрос. Например, Карл Роджерс утверждал, что поскольку человек является личностью, то он осознает самого себя, творит свою судьбу. Большинство теорий о свободе следует считать философскими и недоказанными. Представления конкретного теоретика о свободе и детерминированности поведения оказывают влияния на все последующие умозаключения и гипотезы.
Теории, ориентированные на свободу выбора рассматриваю людей изначально ответственными за собственные действия и способными преодолевать влияние окружения.
Если теоретик склоняется к детерминизму, то по его мнению поведение в большей степени контролируется внешними факторами. При этом факторы эти могут значительно варьироваться: неосознаваемые мотивы, внешние подкрепления, опыт детства, физиологические процессы, генетические модели, культурные влияния и т.д.
2. Рациональность – иррациональность. В этом случае персонолог отвечает на вопрос, насколько сила воли и сила разума способна оказывать влияние на наше поведение.
Ни одна теория не склоняется в сторону только рациональных или иррациональных мотивов поведения, но различия все же существуют.
Например, Фрейд считал, что разум практически не оказывает влияния на поведение, все определено бессознательными стремлениями, поэтому о рациональности поведения не может быть и речи. С другой стороны, Келли акцентирует внимание на рациональных аспектах поведения и считает, что для понимания личности необходимо, прежде всего, понять ее интеллектуальное развитие.
Таким образом, если теоретик является сторонником рациональной позиции, то акцент в его теории будет сделан на работу когнитивных процессов. Если психолог склонен к обратному мнению, то его теория будет посвящена поиску глубинных сил, управляющих поведением – очень мало осознаваемых или неосознанных.
3. Холизм – элементаризм. Некоторые ученые рассматривают природу человека исключительно через призму целостности. Они считают, что человека нельзя разделять на составные части, т.к. теории утверждают, что «половина мелка – это половина мелка, половина дождевого червя – это половина дождевого червя, а половина человека – это нонсенс» (Шлиен). Таким образом, убежденные холисты считают, что человека можно рассматривать только как единое целое и нельзя разделить на составляющие. Сторонники элементаризма считают, что понимание личности возможно только путем разделения психики на элементы и анализа этих элементов.
Тем не менее, также как квантовая физика не отрицает существования классической механики, так изучение отдельных психических явлений не отрицает существования общепсихических законов.
4. Конституционализм – инвайронментализм. Вопрос конституционализма перекликается с вопросом развития личности. В данном случае стоит вопрос о том, что доминирует – природа или человек. Сторонники конституционализма считают, что большинство черт личности наследуется. Этой позиции придерживались Кэттелл и Айзенк. Такое мнение вполне справедливо в свете представлений об интегральности психики.
Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по
шкале С.Хартер
В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные и ...
У кого воображение богаче: у взрослого или ребенка?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.
Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основыв ...
Психотехнологии воспитания социально и профессионально
значимых качеств
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и само ...