Информация » Психология личности » Природа человека

Природа человека
Страница 2

Инвайронменталисты считают, что решающее значение в формировании личности имеет окружающая среда.

Большинство современных персонологов занимают по этому вопросу интеракционистскую позицию. Поведение здесь рассматривается как итог взаимодействия конституции и окружающей среды.

5. Изменяемость – статичность. Вопрос изменяемости состоит в том, насколько радикально может измениться личность на протяжении жизни. Так, Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Он считал, что жизнь – это последовательность стадий, каждая из которых завершается особым кризисом, который в значительной степени меняет личность. При этом Фрейд представлял психику такой, какой она формируется в детстве. Хотя поведение человека и меняется поверхностно в течение жизни, основа психики по Фрейду остается неизменной.

6. Субъективность – объективность. В данном случае рассматривается вопрос о том, что в большей степени влияет на поведение индивида – субъективные, внутренние факторы, или субъективные внешние. Основные разногласия касаются расхождений между бихевиоризмом и феноменология.

Так, Карл Роджерс считал, что главная роль принадлежит здесь внутреннему миру индивида. Для Роджерса важнейшую роль играют ценностные установки человека. При этом Скиннер, виднейший бихевиорист, предполагал, что связь между поведением и окружающей средой прямая и сознание тут ни при чем.

7. Проактивность – реактивность. Вопрос проактивности еще глубже затрагивает причины поведения человека. Суть проактивности в том, что истоки всех форм поведения находятся в области психического, т.е. люди скорее совершают поступки и действуют, чем реагируют.

С позиций реактивности поведения понимается в основном как реакция на стимулы внешнего мира. Персонологи реактивной ориентации стараются выдвигать концепции типа стимул – ответ – окружающая среда.

8. Гомеостаз – гетеростаз. Вопрос гомеостаза – гетеростаза имеет отношение к мотивации человека. Сторонники гомеостатической мотивации предполагают, что человек всегда стремиться к уменьшению напряжения и сохранить равновесие. С точки зрения гетеростаза личность готова пожертвовать спокойствием и всегда ищет пути развития, самореализации и поиска новых стимулов.

Таким образом, гомеостатные теории личности в качестве предмета исследования используют содержание и разнообразие основных потребностей человека или его инстинктов, а также редукционные механизмы личности. В теориях гетеростатного направления подчеркивается в первую очередь мотивы, подчиненные задачам самореализации.

9. Познаваемость – не познаваемость. Вопрос познаваемости мира занимает ученых на протяжении веков – «Наша наука – это капля, наше неведение – море», т.е. является человек в полной мере познаваемым, или есть место, чего понять невозможно.

Так, Скиннер считал, что поскольку личность рассматривается через призму поведения, то психику можно изучить досконально. С другой стороны Роджерс предполагает, что каждый человек живет в постоянно меняющемся субъективном море. Он развил это представление дальше и указывал, что мир является строго конфиденциальным и может быть познан только самим субъектом.

Страницы: 1 2 


Интерактивная теория личности (Берроуз Ф. Скиннер)
С точки зрения Скиннера, поведение человека целиком зависит от возможности подкрепления из окружающей среды. Для того, чтобы объяснить поведение нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последействиями. ...

И отдельно о ясности вашего ответа
Если экзаменатор почувствует, что вы сознательно пытаетесь его запутать, то оценка ответа, безусловно, будет ниже ваших фактических знаний. Поэтому, даже если какой-либо вопрос вы знаете поверхностно и путаницы не избежать, то хотя бы изображайте ясность. Этого можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, л ...

Психологическое заключение подростков
Ф.И. ребёнка: Веприков Сергей Код ребёнка: В.С. Возраст ребёнка: 14лет 10 месяцев. Дата обследования: сентябрь 2010 г. 1. Общая характеристика возрастного развития 1) Физическое развитие: норма 2) Внешний вид: аккуратен 3) Мелкая моторика руки: высокий уровень 4) Темп жизнедеятельности: малоподвижный 5) Познавательное развитие: ...