Информация » Психология личности » Структурная модель психики

Структурная модель психики
Страница 2

Главная функция Эго – накопление жизненного опыта, дифференциация положительных и отрицательных стимулов и перестройка окружающей действительности для нужд индивида. Таким образом, Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивида.

Например, голодный человек в поисках еды должен отличать настоящую пищу от пищи, возникающей в его воображении. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать и т.д., т.е. выполнять все психические функции. Одновременно Эго использует психические функции в своем стремлении удовлетворять желания и потребности.

Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то основа Эго – это принцип реальности

. Цель Эго – сохранить психическое и физическое здоровье организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и когда условия внешней среды будут соответствующими.

Принцип реальности позволяет обуздать инстинктивные побуждения и не дать им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. Например, психически здоровый человек в состоянии в состоянии подавить свои сексуальные влечения до тех пор, пока не появится подходящий объект или обстоятельство. В тот момент, когда условия становятся подходящими, Эго как бы выпускает Ид на волю и поведением индивида руководит принцип удовольствия. Принцип реальности определяет степень разумности поведения. В отличии от Ид, Эго может различать реальность и фантазию, меняется в зависимости от опыта человека и участвует в познавательной деятельности человека.

Фрейд считал, что в «психическом разделении труда» Эго осуществляет т.н. «вторичный процесс», т.е. способно направлять поведение в безопасное русло. Таким образом, Эго является «исполнительным центром» личности и областью протекания сознательных психических процессов.

Супер-Эго - по латыни Super – сверх, Эго – я. Это социальная часть личности, позволяющая человеку эффективно функционировать в обществе. Супер-Эго «состоит» из норм этики, системы ценностей и ограничений, налагаемых на индивида его окружением.

В структуре психики Супер-Эго появляется самым последним. Большей частью Супер-Эго существует бессознательно и является результатом психического отражения общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго в наибольшей степени зависит от опыта человека, от его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, формирующими его личность.

Супер-Эго начинает влиять на поведение индивида тогда, когда ребенок начинает понимать понятия «хорошо», «плохо», «правильно» и «неправильно» когда формируется та сторона личности, которую мы называем нравственностью.

В возрасте 3-5 лет «хорошее» и «плохое» поведение ребенок может различить только по реакции родителей. Поэтому ребенок учится направлять свое поведение таким образом, чтобы избежать показания и получить поощрение. Постепенно внешний мир ребенка перерастает границы семьи и его Супер-Эго начинает включать в себя нормы поведения в школе, в группе сверстников, религиозные установки. Фрейд рассматривал Супер-Эго, как обобщенную совесть социума, при этом реальные установки общества могут быть искажены.

Фрейд видел в структуре Эго две части: совесть и Эго-идеал. В детстве ребенок получает от родителей наказание на т.н. «непослушное» поведение» и таким образом приобретает совесть

. Совесть включает в себя способность к критической оценке, моральные запреты и чувство вины за те поступки, которые человек должен был совершить, но не совершил.

Одновременно с наказанием, ребенок в детстве часто получает поощрения от родителей за «хорошие» поступки. Такой поощрительный компонент Супер-Эго – это Эго-идеал

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1 Тест Ф. Хоппе «Уровень притязаний» 1. Назвать 3 слова на букву Т; 2. Назвать 4 животных на букву Л; 3. Назвать 5 полных имен на букву Д; 4. Расшифровать известные аббревиатуры: АНП, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС, ДОСААФ; 5. Назвать 6 предметов одежды на букву Т; 6. Назвать фамилии 5 известных советских киноартистов на букву М; ...

Государственный образовательный стандарт
ОПД.Ф.06. ДЕМОГРАФИЯ. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Практические цели и задачи изучения развития народонаселен ...

Общая характеристика пед.д-ти…
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят: ü общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфи ...