Информация » Психология личности » Структурная модель психики

Структурная модель психики
Страница 2

Главная функция Эго – накопление жизненного опыта, дифференциация положительных и отрицательных стимулов и перестройка окружающей действительности для нужд индивида. Таким образом, Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивида.

Например, голодный человек в поисках еды должен отличать настоящую пищу от пищи, возникающей в его воображении. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать и т.д., т.е. выполнять все психические функции. Одновременно Эго использует психические функции в своем стремлении удовлетворять желания и потребности.

Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то основа Эго – это принцип реальности

. Цель Эго – сохранить психическое и физическое здоровье организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и когда условия внешней среды будут соответствующими.

Принцип реальности позволяет обуздать инстинктивные побуждения и не дать им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. Например, психически здоровый человек в состоянии в состоянии подавить свои сексуальные влечения до тех пор, пока не появится подходящий объект или обстоятельство. В тот момент, когда условия становятся подходящими, Эго как бы выпускает Ид на волю и поведением индивида руководит принцип удовольствия. Принцип реальности определяет степень разумности поведения. В отличии от Ид, Эго может различать реальность и фантазию, меняется в зависимости от опыта человека и участвует в познавательной деятельности человека.

Фрейд считал, что в «психическом разделении труда» Эго осуществляет т.н. «вторичный процесс», т.е. способно направлять поведение в безопасное русло. Таким образом, Эго является «исполнительным центром» личности и областью протекания сознательных психических процессов.

Супер-Эго - по латыни Super – сверх, Эго – я. Это социальная часть личности, позволяющая человеку эффективно функционировать в обществе. Супер-Эго «состоит» из норм этики, системы ценностей и ограничений, налагаемых на индивида его окружением.

В структуре психики Супер-Эго появляется самым последним. Большей частью Супер-Эго существует бессознательно и является результатом психического отражения общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго в наибольшей степени зависит от опыта человека, от его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, формирующими его личность.

Супер-Эго начинает влиять на поведение индивида тогда, когда ребенок начинает понимать понятия «хорошо», «плохо», «правильно» и «неправильно» когда формируется та сторона личности, которую мы называем нравственностью.

В возрасте 3-5 лет «хорошее» и «плохое» поведение ребенок может различить только по реакции родителей. Поэтому ребенок учится направлять свое поведение таким образом, чтобы избежать показания и получить поощрение. Постепенно внешний мир ребенка перерастает границы семьи и его Супер-Эго начинает включать в себя нормы поведения в школе, в группе сверстников, религиозные установки. Фрейд рассматривал Супер-Эго, как обобщенную совесть социума, при этом реальные установки общества могут быть искажены.

Фрейд видел в структуре Эго две части: совесть и Эго-идеал. В детстве ребенок получает от родителей наказание на т.н. «непослушное» поведение» и таким образом приобретает совесть

. Совесть включает в себя способность к критической оценке, моральные запреты и чувство вины за те поступки, которые человек должен был совершить, но не совершил.

Одновременно с наказанием, ребенок в детстве часто получает поощрения от родителей за «хорошие» поступки. Такой поощрительный компонент Супер-Эго – это Эго-идеал

Страницы: 1 2 3


Социологические данные о проблемах добрачного периода
Во время преддипломной практики было проведено анкетирование студентов в качестве дополнительного материала для выполнения дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи». В анкетировании приняли участие 42 человека. Из них 10 человек – представители мужского пола. Очень многих юношей и ...

Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего детства.
Возраст от одного года до трёх лет многие психологи называют «ходячим детством» [17] из – за неуверенных первых шагов малышей и потому что эти первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом, так как именно в это время дети совершенствуют многие свои навыки и умения. Психологи счита ...

Тактические «мелочи»
Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и «мелочи», которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право «взять их на вооружение». О ...