Информация » Психология личности » Принципы индивидуальной психологии

Принципы индивидуальной психологии

1. Целостность. Адлер считал, что психика человека представляет собой единую самосогласующуюся сущность. Отсюда Адлер вывел понятие «индивидуальность», т.к. в латыни «individium» означает «неделимый». Адлер считал, что никакое психическое явление нельзя рассматривать в отрыве от личности в целом. Поэтому целью индивидуальной психологии является доказательство этого единства в каждом человеке: в его мышлении, чувствах, мотивах и интересах, т.е. каждом проявлении личности. Совокупность качеств личности Адлер назвал «стилем жизни

».

2. Динамичность. Поскольку психика человека по Адлеру это единая сущность, то для ее рассмотрения требуется единый психодинамический принцип. Адлер утверждал, что жизнь человека и развитие человека – это непрерывное движение в направлении роста и развития

. Говоря о развитии человека, Адлер утверждал, что личностью руководят не внутренние и не внешние причины. Личность как бы тянется вперед, к личностно значимым целям. По мнению Адлера человек сознательно выбирает свои цели, сознательно регулирует свое поведение на пути к цели, и сам определяет свою судьбу.

3. Творческая сила. Адлер признавал наследственные и генетические факторы формирования личности, но считал, что человек больше, чем просто сумма этих факторов.

Ту часть психики, которая позволяет человеку сознательно распоряжаться своей судьбой Адлер назвал творческой силой

. Она делает каждого человека скульптором, создающим свою судьбу.

4. Социальная принадлежность. По Адлеру личность не может существовать изолировано. Человек – это составная часть системы общественных установок и социальных норм. Поэтому все изучения личности в индивидуальной психологии происходит в социальном контексте, т.е. понимание человеческой природы возможно только через понимание социальных отношений. Адлер считал, что у человека существует особый психический механизм интеграции в общество – это социальный интерес– врожденное стремление человека к общению и сотрудничеству.

Таким образом, нормальным в индивидуальной психологии считается гармония между человеком и обществом, а патологией конфликт между ними. Поэтому Адлер считается первым социальным психологом.

5. Субъективность восприятия. По Адлеру поведение людей всегда зависит от того, что они думают о себе и окружающем мире, субъективный мир, созданный человеком, Адлер называл схемой апперцепции

. Мотивы людей, в соответствии с которыми они строят свое поведение, Адлер называл фиктивными целями. Пример фиктивных целей: «В загробной жизни безгрешность будет вознаграждена, а порок – наказан» и наоборот: «Жизнь одна, нужно брать от нее все сейчас».


Контроль через наказание
Скиннер считал, что поведение человека контролируется в основном не позитивными, а негативными (аверсивными) стимулами. Типичный пример аверсивного стимула – наказание, или негативное подкрепление. Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от какой-то аверсивной ...

Мотивы вступления в брак
Главное в любви – умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18—20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Более того, наблюдая людей в самых разных возрастах, трудно сказать, какая любовь ярче – молодого юноши ...

Умение сравнивать предметы
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они — большая лента вместо длинн ...