Информация » Психология личности » Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия

Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия
Страница 1

Автором теории социального научения считается Джулиан Роттер. Он разработал свою теорию в 40-50-е годы, когда в психологии господствовали фрейдизм и бихевиоризм. Роттер считал, что обе эти теории содержат слишком много неясностей, поэтому главной своей задачей он видел построение концептуальной структуры, включающей четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить.

Таким образом, теория социального научения – это попытка объяснить, как индивид учится определенному поведению, взаимодействуя с другими людьми и элементами окружения. Роттер считал, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях. Эти типы поведения соединены с нуждами, требующими удовлетворения во взаимодействии с другими людьми.

Потенциал поведения – одна из основных концепций в теории Роттера. Под этим термином понимается вероятность данного поведения в связи с какими-то подкреплениями. Например: обсчитали в магазине – вариантов реакции много, но человек выбирает только одну реакцию гнева, так как потенциал такого поведения сильнее, чем у любой другой возможной реакции.

Естественно, потенциал одной и той же реакции различен в разных социальных ситуациях. Такой же подход Роттер использует для описания всех видов человеческой активности в ответ на ситуацию стимул (крики, надутый вид, плач, смех, драка). Таким образом, по Роттеру, поведение человека состоит из: моторных реакций, когнитивных процессов, вербального поведения, невербальных поведенческих реакций, эмоциональных реакций и т.д.

Ожидания – субъективная вероятность того, что определенный комплекс подкреплений будет иметь место в результате специфического поведения. Например: перед тем, как привести друга или подружку к себе на ночь вы с одной стороны оцените вероятность того, что получите удовольствие, с другой стороны вероятность наступления различных неприятных последствий.

С точки зрения Роттера сила ожидания может меняться от 0 до 100% и основана на предыдущем опыте индивида в такое же или подобной ситуации. Так, если вы в первый раз привели кого-то на ночь, то ожидания благоприятного исхода мало. С другой стороны, если вы, вместо того, чтобы ерундой заниматься, днем и ночью учились, то вероятность (или ожидание) получить хорошую оценку на экзамене увеличивается.

Концепция ожидания ясно подтверждает, что если за подобное поведение люди в прошлом получали положительное подкрепление, они чаще всего повторяют свое поведение. Например, если вы регулярно мотались по ночным дискотекам, то вероятность того, что вы туда пойдете, увеличивается, если это каждый раз не кончалось неприятностями.

Если человеку необходимо продемонстрировать свое поведение в первый раз, то его ожидания основаны на опыте, полученном в похожей ситуации. Например, если человек в школе/институте был трудолюбив и получал за это хорошие оценки, то он ожидает, что трудолюбие на работе также будет вознаграждено. Таким образом, ожидание формирует постоянные типы поведения, неизменные во времени. Фактически примеры такого стабильного ожидания и есть устойчивые черты личности.

Роттер рассматривал два типа ожидания:

а) Специфические ожидания – отражают опыт одной конкретной ситуации и не применимы к прогнозу поведения;

б) Генерализованные ожидания – отражают концентрированный опыт различных ситуаций и фактически составляют структуру личности.

Ценность подкрепления. Роттер считал, что различные типы подкрепления имеют разную ценность для человека. Таким образом, ценность подкрепления – степень, к которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. При чем ценность одного и того же подкрепления разная для разных индивидов. Для кого-то, например, признание коллег важнее, чем материальный достаток, для другого человека деньги – это все, ради них он готов отказаться от социально-значимых стимулов.

Страницы: 1 2


Темперамент и личность
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоционально ...

Выводы
Итак, уровень притязаний – это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. В нашем исследовании уровень притязаний выявляется у студентов, учащихся на бюджетной и платной ф ...

Структура темперамента и тревожности. Общая характеристика темперамента и характера
Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ран ...