Информация » Психология личности » Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия

Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия
Страница 2

Как и ожидания, ценность подкрепления основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной реакции может меняться в зависимости от ситуации и с течением времени. Например, пища для голодного человека имеет гораздо большую ценность, чем для сытого. Тем не менее, существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении людей. Например: некоторые люди предпочитают сходить на футбольный матч, чем в кино. Точно также основные формы поведения можно проследить в основных эмоциональных и когнитивных реакциях, которые обычно и подкрепляются.

Важно, что ценность подкрепления никак не влияет на его ожидание. Студент прекрасно знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, но это никак не влияет на его ожидание из-за отсутствия способностей или предвзятого отношения преподавателя. По Роттеру ценность подкрепления есть мотивационный процесс

, а ожидание – когнитивный

.

Психологическая ситуация – субъективное восприятие индивидом конкретных условий места и времени. Роттер утверждает, что внешний мир имеет значение для человека в той мере, в какой отражается в субъективном сознании индивида. Ситуация, независимо от странности трактовки является для индивида такой, какой он себе ее представляет. Так, студентка может ожидать, что плохо выступив на семинаре, она получит от преподавателя плохую оценку и родители не отпустят ее на каникулы с бойфрендом. Следовательно мы можем предполагать, что она либо бросит учебу, либо предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Формула прогноза поведения. Для того, чтобы предсказать потенциал определенной формы поведения Роттер в 1967 г. предложил такую формулу P=W (ожидание) +С (ценность подкрепления).

Например: человек (студент) стоит перед дилеммой на празднике остаться дома и заниматься высшей математикой или отправиться с друзьями на природу. Примерно предсказать поведение мы сможем, если рассмотрим и ценность подкрепления, связанную с каждой потребностью, так и ожидание от специфической реакции.

На самом деле формула, предложенная Роттером подходит только для предсказания поведения в экспериментальных, тщательно контролируемых условиях.

Страницы: 1 2 


Воображение
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию .», «Вообрази себе, что ты .» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия «вооб ...

Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития
В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами ...

Образ и архетип в глубинной психологии
Спустя столетие после Канта готовится еще одна трансформация в концепции образа. Фрейд начал свое исследование тайников человеческого разума с помощью анализа психических образов. Сны, фантазии и ассоциации подверглись тщательному изучению в попытке понять, как психические образы участвуют в развитии личности, психопатологии и нашем пер ...