Информация » Психология личности » Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия

Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия
Страница 2

Как и ожидания, ценность подкрепления основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной реакции может меняться в зависимости от ситуации и с течением времени. Например, пища для голодного человека имеет гораздо большую ценность, чем для сытого. Тем не менее, существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении людей. Например: некоторые люди предпочитают сходить на футбольный матч, чем в кино. Точно также основные формы поведения можно проследить в основных эмоциональных и когнитивных реакциях, которые обычно и подкрепляются.

Важно, что ценность подкрепления никак не влияет на его ожидание. Студент прекрасно знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, но это никак не влияет на его ожидание из-за отсутствия способностей или предвзятого отношения преподавателя. По Роттеру ценность подкрепления есть мотивационный процесс

, а ожидание – когнитивный

.

Психологическая ситуация – субъективное восприятие индивидом конкретных условий места и времени. Роттер утверждает, что внешний мир имеет значение для человека в той мере, в какой отражается в субъективном сознании индивида. Ситуация, независимо от странности трактовки является для индивида такой, какой он себе ее представляет. Так, студентка может ожидать, что плохо выступив на семинаре, она получит от преподавателя плохую оценку и родители не отпустят ее на каникулы с бойфрендом. Следовательно мы можем предполагать, что она либо бросит учебу, либо предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Формула прогноза поведения. Для того, чтобы предсказать потенциал определенной формы поведения Роттер в 1967 г. предложил такую формулу P=W (ожидание) +С (ценность подкрепления).

Например: человек (студент) стоит перед дилеммой на празднике остаться дома и заниматься высшей математикой или отправиться с друзьями на природу. Примерно предсказать поведение мы сможем, если рассмотрим и ценность подкрепления, связанную с каждой потребностью, так и ожидание от специфической реакции.

На самом деле формула, предложенная Роттером подходит только для предсказания поведения в экспериментальных, тщательно контролируемых условиях.

Страницы: 1 2 


Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей
Таблица № 1. Анализ взаимосвязей в группе праворуких детей Непроизвольное запоминание Механическое запоминание Опосредов запоминан Зрительное восприятие Тревож- ность Успевае- мость Непроизвол 1 0,38 0,18 0,28 -0,02 0,12 Механическ   1 0,43 0,52 -0,34 0,53 ...

Социологические данные о проблемах добрачного периода
Во время преддипломной практики было проведено анкетирование студентов в качестве дополнительного материала для выполнения дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи». В анкетировании приняли участие 42 человека. Из них 10 человек – представители мужского пола. Очень многих юношей и ...

Следует подчеркнуть, что рассмотренный парадокс имеет место только при достаточно высоком (как положительном, так и отрицательном) эмоциональном отношении экзаменатора к абитуриентам
Если же экзаменатор испытывает равнодушие, то распределение оценок носит неравномерный, хаотический характер. Из этого, однако, совсем не следует, что все оценки такого экзаменатора адекватны предъявленным знаниям. Наоборот, его решение все более опирается не на внешние, более или менее связанные с личностью абитуриента факторы (уровень ...