Информация » Психология личности » Норма и патология

Норма и патология
Страница 1

Роджерс сформулировал определенные общие принципы, в соответствии с которыми можно охарактеризовать человека как психически здорового. Главным критерием психического здоровья Роджерс считал полноценное функционирование

. Это термин для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей:

1. Открытость переживанию – главная характеристика ПФЛ. Открытость переживанию прямо противоположна беззащитности. Такие люди полностью открыты новому, способны слушать себя, чувствовать всю сферу сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Он тонко осознает свои самые глубокие мысли и чувства, они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними. Фактически все переживания: и внешние и внутренние точно символизированы в сознании не искажаясь и не отрицаясь. Для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы осознанию собственной правоты.

2. Экзистенциальный образ жизни – это стремление и возможность жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от предыдущего опыта. Таким образом, то, чем человек является в конкретный момент, зависит, прежде всего, от самого момента, а не от прежних ожиданий. Такой образ жизни предполагает, что Я-концепция и личность проистекают из переживаний, а не переживания преобразуются, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной Я – структуре. Следовательно, люди, живущие полной жизнью гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны.

3. Организмическое доверие. Большинство людей при принятии решений опирается на социальные нормы, на суждения других и на то, как они вели себя раньше в подобной ситуации. Таким образом, на их решение оказывают очень сильное влияние внешние силы. ПФЛ зависят в основном от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, как поступить. Организмическое доверие

означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора решения.

4. Эмпирическая свобода. Этот аспект функционирования заключается в том, что человек может жить свободно, без ограничений и запретов. Это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые во многом ограничивают свободу выбора. При этом эмпирическая свобода не подразумевает бесконтрольного поведения, это, скорее, чувство ответственности за свою судьбу – За все, что со мной происходит, я отвечаю сам.

5. Креативность. ПФЛ всегда создает какие-то продукты творчества – идей, проекты, действия. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя самые глубокие свои потребности. Они способны творчески и гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения.

Таким образом, Роджерс главное внимание уделял не тому, что есть человек, а тому, чем он может быть

. Роджерс был уверен, что ПФЛ – это люди будущего, которые дадут нашему обществу необходимую доброту и согласие.

Роджерс утверждал, что большинство форм поведения согласуется с Я-концепцией человека. Человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживаний и таким образом сохранить самооценку. Поэтому переживания, находящиеся в соответствии с самостью человека могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с Я-концепцией образуют угрозу самооценке и, следовательно, личности, они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо принимаются сознанием, либо отрицаются.

Страницы: 1 2


Теоретико-методологический анализ проблемы уровня притязаний у студентов, обучающихся на платной и бюджетной формах. Современное состояние проблемы изучения уровня притязаний в психологии
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный урове ...

Психолого-педагогические рекомендации
Рекомендации родителям и педагогам по общению с подростками: 1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона. 2. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. 3. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя. 4. Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым со ...

Выводы
1. Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: * В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ...