Заключение
Страница 1

Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась.

Таблица 1

Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки

Код

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражи

тельность

Негативизм

Обида

Подозритель

ность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс

агрессивности

1

Б.А

3

6

8

2

4

7

10

4

11

21

2

Б.А

5

7

4

1

2

4

9

7

6

18

3

Б.К

2

5

5

2

3

5

9

4

8

16

4

Б.О

6

1

6

3

3

4

5

5

7

17

5

В.О

3

2

1

2

3

1

5

5

4

9

6

В.М

3

3

7

2

4

5

6

6

9

15

7

Г.Д

7

5

6

1

6

4

7

5

10

20

8

Г.Д

8

6

6

2

3

4

8

6

7

22

9

Г.О

8

5

5

4

3

7

6

3

10

19

10

Г.А

2

3

4

1

3

4

7

6

7

14

11

Е.С

2

5

4

5

4

4

7

5

8

14

12

К.Ю

2

6

7

3

1

7

8

6

8

17

13

К.Л

1

4

4

2

5

3

6

3

8

11

14

Л.Н

2

4

6

3

3

4

8

6

7

16

15

М.Н

2

6

2

1

3

4

4

5

7

8

16

Н.Н

3

3

3

2

7

4

8

6

12

14

17

Н.А

11

4

4

2

3

8

5

7

11

20

18

Н.Д

8

4

8

1

5

5

7

7

10

23

19

П.И

9

2

7

2

7

2

6

4

9

22

20

С.С

7

5

8

4

3

6

8

4

9

23

21

С.М

4

4

5

2

4

6

8

4

10

17

22

С.А

6

3

4

3

4

5

11

8

9

21

23

С.С

4

6

5

5

5

5

6

4

10

15

24

Т.К

7

3

6

3

4

6

11

2

10

24

25

Т.Т

6

2

6

3

4

5

6

7

9

18

26

Т.Д

8

5

6

2

3

8

5

7

11

19

27

Т.А

4

2

6

2

4

6

8

7

10

18

28

У.К

6

5

6

2

5

4

6

9

9

18

29

Ф.Д

4

4

3

2

4

5

7

4

9

14

30

Ф.В

4

5

5

2

3

5

7

4

8

16

Среднее

4,9

4,5

5,2

2,4

3,8

4,9

7,1

5,3

8,8

17,3

Страницы: 1 2 3 4