ЗаключениеСтраница 1
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась.
Таблица 1
Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки
№ |
Код |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражи тельность |
Негативизм |
Обида |
Подозритель ность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс враждебности |
Индекс агрессивности |
1 |
Б.А |
3 |
6 |
8 |
2 |
4 |
7 |
10 |
4 |
11 |
21 |
2 |
Б.А |
5 |
7 |
4 |
1 |
2 |
4 |
9 |
7 |
6 |
18 |
3 |
Б.К |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
9 |
4 |
8 |
16 |
4 |
Б.О |
6 |
1 |
6 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
17 |
5 |
В.О |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
5 |
5 |
4 |
9 |
6 |
В.М |
3 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
6 |
6 |
9 |
15 |
7 |
Г.Д |
7 |
5 |
6 |
1 |
6 |
4 |
7 |
5 |
10 |
20 |
8 |
Г.Д |
8 |
6 |
6 |
2 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
22 |
9 |
Г.О |
8 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
10 |
19 |
10 |
Г.А |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
6 |
7 |
14 |
11 |
Е.С |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
7 |
5 |
8 |
14 |
12 |
К.Ю |
2 |
6 |
7 |
3 |
1 |
7 |
8 |
6 |
8 |
17 |
13 |
К.Л |
1 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
3 |
8 |
11 |
14 |
Л.Н |
2 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
16 |
15 |
М.Н |
2 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
8 |
16 |
Н.Н |
3 |
3 |
3 |
2 |
7 |
4 |
8 |
6 |
12 |
14 |
17 |
Н.А |
11 |
4 |
4 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
20 |
18 |
Н.Д |
8 |
4 |
8 |
1 |
5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
23 |
19 |
П.И |
9 |
2 |
7 |
2 |
7 |
2 |
6 |
4 |
9 |
22 |
20 |
С.С |
7 |
5 |
8 |
4 |
3 |
6 |
8 |
4 |
9 |
23 |
21 |
С.М |
4 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
8 |
4 |
10 |
17 |
22 |
С.А |
6 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
11 |
8 |
9 |
21 |
23 |
С.С |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
4 |
10 |
15 |
24 |
Т.К |
7 |
3 |
6 |
3 |
4 |
6 |
11 |
2 |
10 |
24 |
25 |
Т.Т |
6 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
18 |
26 |
Т.Д |
8 |
5 |
6 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
19 |
27 |
Т.А |
4 |
2 |
6 |
2 |
4 |
6 |
8 |
7 |
10 |
18 |
28 |
У.К |
6 |
5 |
6 |
2 |
5 |
4 |
6 |
9 |
9 |
18 |
29 |
Ф.Д |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
7 |
4 |
9 |
14 |
30 |
Ф.В |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
4 |
8 |
16 |
Среднее |
4,9 |
4,5 |
5,2 |
2,4 |
3,8 |
4,9 |
7,1 |
5,3 |
8,8 |
17,3 |
Как отвечать на замечания? Техника их нейтрализации
Очень часто экзаменуемые никак не реагируют на замечания экзаменаторов. Они просто принимают их к сведению. Это глубоко ошибочная практика! Своими замечаниями экзаменатор как бы объясняет вам, почему в дальнейшем поставит вам невысокую оценку. Задача же экзаменуемого состоит в том, чтобы, не вступая с преподавателем в открытое столкнове ...
Практические аспекты профессиональных деформаций на
примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...
Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зимме ...