Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников

Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников

Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах младших школьников.

Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.

По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти ещё не стал для него актуальным. В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью. (А.А.Смирнов «Сравнительный анализ памяти у детей младшего и среднего школьного возраста»). Большое значение играет для младшего школьника и непроизвольное запоминание, так как логические, произвольные формы запоминания только формируются.

В Приложении приведены данные по механическому и непроизвольному запоминанию, а также и опосредованному запоминанию.

Рисунок 5. Соотношение механического, непроизвольного и опосредованного запоминания у трёх групп испытуемых.

На рисунке 5 видно, что самые высокие показатели в запоминании у амбидекстров, особенно по опосредованному запоминанию. Больше всего различий между правшами и амбидекстрами (U= 266,5; p<0,04) в непроизвольном запоминании. В механическом (U= 228,0; p<0,01) различия тоже достигают значимого уровня.

Несмотря на то, что на рисунке 5 видны различия по механическому запоминанию, а особенно по опосредованному запоминанию между левшами и амбидекстрами, однако эти различия достигли значимого уровня только по опосредованному запоминанию.

Таким образом, амбидекстры демонстрируют лучшее развитие всех форм запоминания по сравнению с другими детьми.

В силу слабого доминирования, амбидекстры вынуждены использовать все виды запоминания для лучшей адаптации, как одну из основных высших психических функций.

Это согласуется с литературными данными (А.В.Семенович / Введение в нейропсихологию детского возраста.– М.,2005.). У лиц с невыраженной мануальной асимметрией (амбидекстров), наблюдается высокая помехоустойчивость когнитивной деятельности, т.к. в жизненных ситуациях они используют более примитивные виды запоминания, такие как непроизвольное. Более высшую форму запоминания, такую как опосредованное эти дети начинают использовать раньше, чем все остальные.

Обладая такими возможностями при запоминании, эти дети способны преобразовывать учебный материал так, чтобы максимально использовать свои преимущества.

Леворукие по нашим данным обладают низким опосредованием (что противоречит литературным данным (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., Книга. 1994.)). Такое несоответствие может быть вызвано малочисленностью группы леворуких по сравнению с двумя другими группами.

Полученные данные согласуются с многочисленными литературными данными о некоторой задержке становления высших психических функций леворуких детей и детей с невыраженной мануальной асимметрией (амбидекстров), связанных с нетипичностью созревания мозговой организации. Амбидекстры в силу не четкого доминирования склонны использовать мнемическую функцию как одну из основных когнитивных стратегий приспособленности к учебной деятельности.


Теоретические основы совладающего поведения в экстримальных ситуациях. Совладающее поведение
В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие "копинг", или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсам ...

Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности
-0,52 0,55 0,63 0,62 0,45 0,45 0,49 1. Фактор «социальная эмоциональность» имеет положительную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= 0,55), (p≤ 0,05), «личностная тревожность» (r= 0,62), (p≤ 0,05). Медработники с высокой эмоциональностью в коммуникативной сфере, высокой чув ...

Теоретические аспекты профессиональных деформаций. Профессиональные деформации
Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. [6 C.449] Профессиональная деформация личности - это перечень явлений социально - психологического характера, к которым относ ...