Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников

Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников

Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах младших школьников.

Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.

По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти ещё не стал для него актуальным. В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью. (А.А.Смирнов «Сравнительный анализ памяти у детей младшего и среднего школьного возраста»). Большое значение играет для младшего школьника и непроизвольное запоминание, так как логические, произвольные формы запоминания только формируются. сандали guess

В Приложении приведены данные по механическому и непроизвольному запоминанию, а также и опосредованному запоминанию.

Рисунок 5. Соотношение механического, непроизвольного и опосредованного запоминания у трёх групп испытуемых.

На рисунке 5 видно, что самые высокие показатели в запоминании у амбидекстров, особенно по опосредованному запоминанию. Больше всего различий между правшами и амбидекстрами (U= 266,5; p<0,04) в непроизвольном запоминании. В механическом (U= 228,0; p<0,01) различия тоже достигают значимого уровня.

Несмотря на то, что на рисунке 5 видны различия по механическому запоминанию, а особенно по опосредованному запоминанию между левшами и амбидекстрами, однако эти различия достигли значимого уровня только по опосредованному запоминанию.

Таким образом, амбидекстры демонстрируют лучшее развитие всех форм запоминания по сравнению с другими детьми.

В силу слабого доминирования, амбидекстры вынуждены использовать все виды запоминания для лучшей адаптации, как одну из основных высших психических функций.

Это согласуется с литературными данными (А.В.Семенович / Введение в нейропсихологию детского возраста.– М.,2005.). У лиц с невыраженной мануальной асимметрией (амбидекстров), наблюдается высокая помехоустойчивость когнитивной деятельности, т.к. в жизненных ситуациях они используют более примитивные виды запоминания, такие как непроизвольное. Более высшую форму запоминания, такую как опосредованное эти дети начинают использовать раньше, чем все остальные.

Обладая такими возможностями при запоминании, эти дети способны преобразовывать учебный материал так, чтобы максимально использовать свои преимущества.

Леворукие по нашим данным обладают низким опосредованием (что противоречит литературным данным (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., Книга. 1994.)). Такое несоответствие может быть вызвано малочисленностью группы леворуких по сравнению с двумя другими группами.

Полученные данные согласуются с многочисленными литературными данными о некоторой задержке становления высших психических функций леворуких детей и детей с невыраженной мануальной асимметрией (амбидекстров), связанных с нетипичностью созревания мозговой организации. Амбидекстры в силу не четкого доминирования склонны использовать мнемическую функцию как одну из основных когнитивных стратегий приспособленности к учебной деятельности.


Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, группа (семья) и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи и поэтому они являются важнейшими признаками семьи как социального института. В качестве одной из самых существенных характеристик семьи как малой группы исследоват ...

Система высшего образования в Республики Беларусь
В каждой стране существует своя система образования. И Республика Беларусь не является исключением. В нашей стране образование делиться на основное и дополнительное. Нас интересует основное, а точнее высшее образование, которое входит в основное, а не в дополнительное образование. Основное образование в Республике Беларусь включает след ...

Проблемы внебрачных отношений
Секс в нашем обществе является темой, которую никак нельзя избежать. Сегодня он превращен в один из величайших соблазнов для молодёжи. С самого детства восприятие секса формируется под влиянием музыки, видео, журналов, рекламы, фильмов, телевидения, окружения, школьной программы. Наше общество настолько пропитано сексуальностью, а средс ...