Личность и самосознание
Страница 3

Роль "Я - концепции" состоит:

1). в достижении внутренней согласованности личности;

2). определяет субъективную интерпретацию опыта;

3). так же является источником ожидания.

В ряде исследований отмечается, что личность всегда стремится к максимальной внутренней согласованности (например, Лаки, 1945). При этом, рефлексия и "Я - концепция" как ее продукт - предопределяет требуемую согласованность (как внутреннюю, так и с окружающим миром). На основе собственных представлений, составляющих "Я - концепцию" личность не только выстраивает собственное поведение, но и интерпретирует свой опыт, а так же поведение других людей. "Я-концепция" определяет и ожидания в отношении будущего. Связь между ожиданием и конкретным действием осуществляется посредством механизма "самореализующегося пророчества". "Я-концепция", являясь контролирующим и интегрирующим инструментом, оказывает непосредственное влияние на выбор направления деятельности, чем напрямую направляет активность субъекта. (Мак Кэндлес, 1967)

Уровень развития самосознания различен как у разных людей, так и на различных этапах жизненного пути одного человека. В результате становления личности её "Я-концепции" становится более устойчивой, претерпевая в процессе формирования ряд существенных изменений. При этом изменение одного аспекта "Я-концепции" влечёт за собой преобразование всей целостной системы структуры личности.

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин "личность" охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия.(В.В.Петухов, 1996) Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей. Личность заключает в себе как природные, так и культурные качества. Причём именно степень культурного освоения и преобразования собственной природы и социальной сущности определяет уровень развития личности. Природная и культурная сторона жизни личности, как отмечает ВВ. Петухов (1996), несёт в себе различное функциональное значение. Если природная сторона подобна "исходно данному материалу", то культурная выступает как принцип её организации. "И природный и культурный опыт человечества объективно предшествуют социальному индивиду и . принимаются им". Путём освоения культуры непроизвольное "природное" поведение становится произвольным.

При этом освоение культурного опыта человечества не является спонтанным, а требует сознательных усилий, что предстаёт как акт свободного выбора, самостоятельного определения в жизненных ситуациях, результатом чего становятся личностные свойства индивида. Воспроизведение культурного и природного опыта, его реализуется развивающейся личностью через его сохранение и "продуктивное расширение". Таким образом, природный и культурный опыт являются необходимыми условиями существования личности и её развития. Культура при этом предстаёт как "общая нравственная форма, выступающая для любого общества теми или иными средствами его организации, которые обеспечивают жизнеспособность преобразованной природы каждого из его членов". (90,22) В развитии личности культура не только средство для преобразования "природного материала", но и сама является материалом для создания личностных смыслов как принципов и ориентиров в разрешении личностных проблем и жизненных кризисов. Личность выступает как "субъект самостоятельного ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм". В данном контексте предлагается по-иному взглянуть на постулат "личность рождается дважды" (ВВ. Петухов, 1996). Первое рождение - рождение социального индивида в процессе присвоения культурных норм. Второе — становление самостоятельной личности, индивидуальности, через осознание универсальных и создание собственных культурных основ и принятие ответственности за них. И решающим в первом и во втором " рождении личности" является развитие самосознания.

Личность и самосознание как психологические новообразования, появляются на определенном этапе жизненного пути индивида. При существующей полифонии как определений, так и выявления ведущих функций личности и самосознания, трудно определить критерии уровня развитости личности. Вслед за К.Б. Гипппенрейтер, ссылаясь на Л.И.Божович, автор придерживается следующих критериев сформированности личности [30, 293]. Об индивиде можно говорить как о личности, если, во-первых, у него существует иерархия мотивов, способность к опосредованному поведению. Во-вторых, осуществляется сознательное руководство собственным поведением, опосредование на основе осознанных мотивов, целей и принципов, что предполагает наличие самосознания как руководящей и интегрирующей инстанции.

Страницы: 1 2 3 4


Теории эмоций
Проблемы происхождения и функционального значения эмоций в поведении человека и животных представляют предмет постоянных исследований и дискуссий. В настоящее время существует несколько физиологических теорий эмоций. Биологическая теория Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выда ...

«Шутить невредно»
Еще один вариант начала ответа - юмор. Если вы видите, что экзаменатор склонен к шутке (а экзаменаторы тоже люди, и им необходима разрядка в течение многочасовой напряженной работы), можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж вы просто обязаны не только улыбнуться ...

Я-концепция
Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самостькак бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительны ...