Личность и самосознание
Страница 3

Роль "Я - концепции" состоит:

1). в достижении внутренней согласованности личности;

2). определяет субъективную интерпретацию опыта;

3). так же является источником ожидания.

В ряде исследований отмечается, что личность всегда стремится к максимальной внутренней согласованности (например, Лаки, 1945). При этом, рефлексия и "Я - концепция" как ее продукт - предопределяет требуемую согласованность (как внутреннюю, так и с окружающим миром). На основе собственных представлений, составляющих "Я - концепцию" личность не только выстраивает собственное поведение, но и интерпретирует свой опыт, а так же поведение других людей. "Я-концепция" определяет и ожидания в отношении будущего. Связь между ожиданием и конкретным действием осуществляется посредством механизма "самореализующегося пророчества". "Я-концепция", являясь контролирующим и интегрирующим инструментом, оказывает непосредственное влияние на выбор направления деятельности, чем напрямую направляет активность субъекта. (Мак Кэндлес, 1967)

Уровень развития самосознания различен как у разных людей, так и на различных этапах жизненного пути одного человека. В результате становления личности её "Я-концепции" становится более устойчивой, претерпевая в процессе формирования ряд существенных изменений. При этом изменение одного аспекта "Я-концепции" влечёт за собой преобразование всей целостной системы структуры личности.

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин "личность" охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия.(В.В.Петухов, 1996) Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей. Личность заключает в себе как природные, так и культурные качества. Причём именно степень культурного освоения и преобразования собственной природы и социальной сущности определяет уровень развития личности. Природная и культурная сторона жизни личности, как отмечает ВВ. Петухов (1996), несёт в себе различное функциональное значение. Если природная сторона подобна "исходно данному материалу", то культурная выступает как принцип её организации. "И природный и культурный опыт человечества объективно предшествуют социальному индивиду и . принимаются им". Путём освоения культуры непроизвольное "природное" поведение становится произвольным.

При этом освоение культурного опыта человечества не является спонтанным, а требует сознательных усилий, что предстаёт как акт свободного выбора, самостоятельного определения в жизненных ситуациях, результатом чего становятся личностные свойства индивида. Воспроизведение культурного и природного опыта, его реализуется развивающейся личностью через его сохранение и "продуктивное расширение". Таким образом, природный и культурный опыт являются необходимыми условиями существования личности и её развития. Культура при этом предстаёт как "общая нравственная форма, выступающая для любого общества теми или иными средствами его организации, которые обеспечивают жизнеспособность преобразованной природы каждого из его членов". (90,22) В развитии личности культура не только средство для преобразования "природного материала", но и сама является материалом для создания личностных смыслов как принципов и ориентиров в разрешении личностных проблем и жизненных кризисов. Личность выступает как "субъект самостоятельного ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм". В данном контексте предлагается по-иному взглянуть на постулат "личность рождается дважды" (ВВ. Петухов, 1996). Первое рождение - рождение социального индивида в процессе присвоения культурных норм. Второе — становление самостоятельной личности, индивидуальности, через осознание универсальных и создание собственных культурных основ и принятие ответственности за них. И решающим в первом и во втором " рождении личности" является развитие самосознания.

Личность и самосознание как психологические новообразования, появляются на определенном этапе жизненного пути индивида. При существующей полифонии как определений, так и выявления ведущих функций личности и самосознания, трудно определить критерии уровня развитости личности. Вслед за К.Б. Гипппенрейтер, ссылаясь на Л.И.Божович, автор придерживается следующих критериев сформированности личности [30, 293]. Об индивиде можно говорить как о личности, если, во-первых, у него существует иерархия мотивов, способность к опосредованному поведению. Во-вторых, осуществляется сознательное руководство собственным поведением, опосредование на основе осознанных мотивов, целей и принципов, что предполагает наличие самосознания как руководящей и интегрирующей инстанции.

Страницы: 1 2 3 4


Принуждение в процессе психологического воздействия
Принуждение — это применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение. Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не ...

Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и само ...

Система общества как игра
Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой? ...