Личность и самосознание
Страница 2

Включась в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного "Я" выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего "Я" является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон (1978) обозначил как "открытие Я", рассматривая его как результат социализации.Понятие "социализация" в различных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означает социальное научение (необихивиоризм), процесс и результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), самоактуализацию "Я-концепции" (гуманистическая психология). Каждое из этих направлений акцентирует внимание на одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социо-культурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств (С.Л. Рубинштейн, 1957). Личностью становятся, научившись выделять своё "Я" из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Ю.Б. Гиппенрейтер (1982) подчёркивает: "Анализ субъективных отчётов, наблюдения и специальные исследования показывают, что принятие личностного эталона или образца, имеет чрезвычайно важную психологическую функцию".

Здесь возможно говорить, следуя за Л.С. Выготским, об овладении собственной психики при помощи данного типа орудия. Роль и функции социо-культурных эталонов при формировании самосознания личности раскрыта еще недостаточно. ИИ. Чеснокова (1977) предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного "Я" и "другого человека". Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном "Я". Основными приёмами самопознания здесь выступают самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можно говорить, что "другой" выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества. Знание о себе выстраивается на социальном и на индивидуальном уровне (В.В. Столин, 1985). При этом, социальная идентичность индивида "определяет и его путь самопознания: сравнение себя (в том числе сравнение с другими) с эталонами, образцами, социальными нормами". Знания индивида о себе на индивидуальном уровне - " это результат установления самоидентичности, т.е. признания себя принадлежащим к той или иной общности и нахождение (выраженности) у себя черт, присущих этой общности". При таком рассмотрении построение личностной идентичности и самопознание слишком жёстко ограничивается реальным социальным положением субъекта. Думается, что выбор образцов и эталонов имеет большую пластичность и более широкий спектр, не ограниченный лишь реально имеющейся социальной идентичностью субъекта.

Формирование личности - это процесс становления в человеке "образа Я", понимание себя, "отношение к себе". Высшим уровнем развития представления о себе является самосознание, главные функции которого - познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Самосознание выступает как выделение себя из окружающего мира ("Я" и "не-Я") и строится как иерархически организованные уровни: от низлежащего (самочувствие) - к наиболее высокому (через самопознание к самоотношению).

Понятие "Я" предстает в самосознании в трех аспектах: во-первых, оно обозначает тождественность, единство личности, а также отличие ее от других людей и объектов; во-вторых - ощущение субъективной активности, благодаря которому человек отделяет себя от процесса и результатов своего труда и осуществляет внешний и внутренний самоконтроль; в-третьих, "внутренние" особенности, которые проявляются в свойствах и поступках человека, но никогда не сводится к ним.

Сущность самосознания составляет направленность человека на познание своих физических, психологических и душевных возможностей, своего места среди окружающих людей. В зависимости от задач и целей, стоящих перед человеком самосознание "может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самоконтроль, как самопринятие". Результатом самопознания является формирование системы представлений о себе ("Я -концепция"), определяющих отношение индивида к себе и детерминирующей взаимоотношения с другими людьми.

Страницы: 1 2 3 4


Гендерные отношения
Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией (принудительной изоляцией) и конвергенцией (схождением признаков разных групп). Последняя тенденция я ...

Политический имидж, его специфика и проблемы исследования
Любой политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и про ...

Отговорки
Если вы чувствуете, что замечания экзаменатора явно надуманный искусственны, то здесь, скорее всего, дело не в ваших знаниях. Анализ. По своему смыслу эти замечания не носят объективного характера, они несущественны, иногда агрессивны. Скорее всего, во время ответа вы где-то «наступили экзаменатору на мозоль» или у него сработал отрица ...