Личность и самосознание
Страница 2

Включась в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного "Я" выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего "Я" является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон (1978) обозначил как "открытие Я", рассматривая его как результат социализации.Понятие "социализация" в различных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означает социальное научение (необихивиоризм), процесс и результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), самоактуализацию "Я-концепции" (гуманистическая психология). Каждое из этих направлений акцентирует внимание на одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социо-культурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств (С.Л. Рубинштейн, 1957). Личностью становятся, научившись выделять своё "Я" из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Ю.Б. Гиппенрейтер (1982) подчёркивает: "Анализ субъективных отчётов, наблюдения и специальные исследования показывают, что принятие личностного эталона или образца, имеет чрезвычайно важную психологическую функцию".

Здесь возможно говорить, следуя за Л.С. Выготским, об овладении собственной психики при помощи данного типа орудия. Роль и функции социо-культурных эталонов при формировании самосознания личности раскрыта еще недостаточно. ИИ. Чеснокова (1977) предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного "Я" и "другого человека". Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном "Я". Основными приёмами самопознания здесь выступают самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можно говорить, что "другой" выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества. Знание о себе выстраивается на социальном и на индивидуальном уровне (В.В. Столин, 1985). При этом, социальная идентичность индивида "определяет и его путь самопознания: сравнение себя (в том числе сравнение с другими) с эталонами, образцами, социальными нормами". Знания индивида о себе на индивидуальном уровне - " это результат установления самоидентичности, т.е. признания себя принадлежащим к той или иной общности и нахождение (выраженности) у себя черт, присущих этой общности". При таком рассмотрении построение личностной идентичности и самопознание слишком жёстко ограничивается реальным социальным положением субъекта. Думается, что выбор образцов и эталонов имеет большую пластичность и более широкий спектр, не ограниченный лишь реально имеющейся социальной идентичностью субъекта.

Формирование личности - это процесс становления в человеке "образа Я", понимание себя, "отношение к себе". Высшим уровнем развития представления о себе является самосознание, главные функции которого - познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Самосознание выступает как выделение себя из окружающего мира ("Я" и "не-Я") и строится как иерархически организованные уровни: от низлежащего (самочувствие) - к наиболее высокому (через самопознание к самоотношению).

Понятие "Я" предстает в самосознании в трех аспектах: во-первых, оно обозначает тождественность, единство личности, а также отличие ее от других людей и объектов; во-вторых - ощущение субъективной активности, благодаря которому человек отделяет себя от процесса и результатов своего труда и осуществляет внешний и внутренний самоконтроль; в-третьих, "внутренние" особенности, которые проявляются в свойствах и поступках человека, но никогда не сводится к ним.

Сущность самосознания составляет направленность человека на познание своих физических, психологических и душевных возможностей, своего места среди окружающих людей. В зависимости от задач и целей, стоящих перед человеком самосознание "может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самоконтроль, как самопринятие". Результатом самопознания является формирование системы представлений о себе ("Я -концепция"), определяющих отношение индивида к себе и детерминирующей взаимоотношения с другими людьми.

Страницы: 1 2 3 4


Индивидуальные особенности представления и его развитие
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с э ...

Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
Гендерная психология – это область психологической науки, имеющая длинную предысторию и очень короткую историю. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. 20 века. Также неправомерно считать её детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологичес ...

Педагогические способности
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенност ...