Личность и самосознание
Страница 4

Кристаллизация самосознания и формирование личности, отвечающей выше изложенным критериям, приходится на подростковый этап жизненного пути человека

. Это период формирования планов и надежд, на которые будет опираться, а потом и "оглядывать" человек по мере развертывания своего жизненного сценария. Это время зарождения ценностей, которые станут внутренним эталоном, мерой самооценки и личностной значимости будущих удач и поражений. И даже если выстроенные планы не воплотятся в жизнь, они всегда будут оставаться для человека ориентиром, неким желанным образцом, ведущим к самореализации или к разбалансированности личности. Поэтому, о подростковом возрасте можно говорить как о времени формировании "проекта" будущей личности, закладывания основ и направления её будущего целостного развития. Таким образом, подростковый возраст является решающим этапом в становлении самосознания

, который не только вбирает в себя все предыдущие достижения в развитии, но предопределяет последующее ее формирование, её особенности.

Специфика развития личности в этот период, характеризуется тем, что ребенок определяется по отношению ко всему жизненному пути, ставит "дальние" цели, строит жизненные стратегии. Это всегда происходит в конкретных условиях и обстоятельствах, в проблемных ситуациях в определенном социокультурном контексте, наполненном смыслами, относительно и при помощи которых подросток выстраивает индивидуальные смыслы, предопределяющие его мировоззрение. Поэтому исследование особенностей самосознания формирующейся личности в подростковый период мы рассматриваем как "ключ" к исследованию самосознания зрелой личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Принципы исследования психического развития. Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания
Обратимся к первой теории – теории развития психологического процесса как постепенного биологического созревания. Характерным для этой теории является одно исходное положение: признавая развитие как трансформацию, систему качественных изменений психологических процессов, сторонники этой теории подходят к развитию как к спонтанно текущем ...

Характеристика психических травм и последствий их перенесения
Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия. О ...

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся ...