Личность и самосознание
Страница 4

Кристаллизация самосознания и формирование личности, отвечающей выше изложенным критериям, приходится на подростковый этап жизненного пути человека

. Это период формирования планов и надежд, на которые будет опираться, а потом и "оглядывать" человек по мере развертывания своего жизненного сценария. Это время зарождения ценностей, которые станут внутренним эталоном, мерой самооценки и личностной значимости будущих удач и поражений. И даже если выстроенные планы не воплотятся в жизнь, они всегда будут оставаться для человека ориентиром, неким желанным образцом, ведущим к самореализации или к разбалансированности личности. Поэтому, о подростковом возрасте можно говорить как о времени формировании "проекта" будущей личности, закладывания основ и направления её будущего целостного развития. Таким образом, подростковый возраст является решающим этапом в становлении самосознания

, который не только вбирает в себя все предыдущие достижения в развитии, но предопределяет последующее ее формирование, её особенности.

Специфика развития личности в этот период, характеризуется тем, что ребенок определяется по отношению ко всему жизненному пути, ставит "дальние" цели, строит жизненные стратегии. Это всегда происходит в конкретных условиях и обстоятельствах, в проблемных ситуациях в определенном социокультурном контексте, наполненном смыслами, относительно и при помощи которых подросток выстраивает индивидуальные смыслы, предопределяющие его мировоззрение. Поэтому исследование особенностей самосознания формирующейся личности в подростковый период мы рассматриваем как "ключ" к исследованию самосознания зрелой личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Основные этапы формирования мышления
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной теме. В настоящее время существует несколько наиболее известных квалификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определённые отличия друг ...

Организация психологической службы в школе. Анализ работы психологической службы в школе
Требования к организации психологической службы в школе Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в школе. Психолог в учебно-воспитательном учреждении является равноправным членом педагогического коллекти ...

Психология совершения преступлений в составе преступных групп
А что же включает в себя психологическая структура преступной группы? Прежде всего — это противоправная деятельность ее участников, сложившаяся на основе взаимоотношений между лидерами и другими членами группы. Такая структура представляет собой сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. Отдельным элементом этой структуры я ...