Этапы, методы и методики исследования
Опытно-экспериментальное исследование состоит из следующих этапов:
1) этап констатирующий, на котором производится диагностика первоначального состояния;
2) формирующий этап - это этап, при котором создаются условия корректировки проблем, обнаруженных на первом этапе;
3) контрольный этап - проверяется эффективность формирующего этапа.
В психологических исследованиях могут использоваться некоторые методы исследования, такие как:
наблюдение - это метод пассивного и непосредственного исследования реальности, и целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта
беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе;
тестирование - это стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп и общностей.
Для проведения психологического исследования была взята методика "Матрица Равена", взятая из книги Р.С. Немова "Психология" 3 кн.
Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении десяти деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения ее деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл. (Приложение 1)
Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентри ...
Психологическое заключение и рекомендации по успешной адаптации ребёнка в
школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная ...
Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в
условиях современного общества
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и феменинные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.
Этапы исследования:
1-й этап:
констатирующий эксперимент, направленный на изучение ге ...