Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Факторы, влияющие на формирование родительства

Факторы, влияющие на формирование родительства
Страница 2

Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личности, необходимо отметить следующие: социальное регулирование системы общества по большей части осознаётся личностью, значит, формирование родительства в определённой мере возможного путём социального регулирования. Опосредованное воздействие осознаётся слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.

Родительская семья-

это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

Как правило, родители для индивида - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства – это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары – мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье (Ю. Хямяляйнен [29]).

Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:

1. направленность и индивидуальные особенности личности;

2. согласование модели родительства обоих супругов;

3. конкретные условия жизни супружеской семьи.

Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:

o факторы макросистемы;

o факторы мезосистемы;

o факторы микросистемы.

Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.

Родительская семья служит первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

Страницы: 1 2 


Социальная адаптация в условиях интерната и её влияние на личностное развитие
Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с таким понятием как «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим образом: социализация - это двухсторонний п ...

Методы и методики исследования
Для решения стоящих перед нами задач, мы выбрали наиболее подходящие для нашего исследования методики: 1)тестирование: а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях». Методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возмож ...

Система общества как игра
Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой? ...